Найти в Дзене
Уголок книголюба

Роман Виктора Королёва о бeccтрaшныx девчонках-зенитчицах

Писать рецензии на книги о ВОВ крайне тяжело, потому что это всегда душевная бoль о тех, кто не пожалел себя ради нас. Читать такие книги немного легче, а вот делиться своими впечатлениями, постоянно прокручивая в голове кадры нарисованного воображением... Когда начала читать книгу Виктора Королёва "Самый cтpaшный день вoйны", удивилась, что повествование идёт в виде описания без проявления каких-то эмоций писателя. Всё ровно - констатация фактов со стороны. Признаюсь, я не люблю читать произведения, которые написаны как статистика без личных эмоций и мнения автора, как например произведения Улицкой. Начинала читать одно, вся иззевалась и отложила. Возможно навсегда. Однако книги о Великой Отечественной написанные без лишних эмоций читать легче, признаюсь честно. Потому что умом ты понимаешь - что происходит на страницах произведения, что происходило на самом деле под Сталинградом в 1942-1943 годах. А сердце само по себе ноет от сопоставления сводок и описания жизни шестерых девчонок,

Писать рецензии на книги о ВОВ крайне тяжело, потому что это всегда душевная бoль о тех, кто не пожалел себя ради нас. Читать такие книги немного легче, а вот делиться своими впечатлениями, постоянно прокручивая в голове кадры нарисованного воображением...

Когда начала читать книгу Виктора Королёва "Самый cтpaшный день вoйны", удивилась, что повествование идёт в виде описания без проявления каких-то эмоций писателя. Всё ровно - констатация фактов со стороны. Признаюсь, я не люблю читать произведения, которые написаны как статистика без личных эмоций и мнения автора, как например произведения Улицкой. Начинала читать одно, вся иззевалась и отложила. Возможно навсегда.

"Самый страшный день войны", Виктор Королёв, изд-во "Союз писателей"
"Самый страшный день войны", Виктор Королёв, изд-во "Союз писателей"

Однако книги о Великой Отечественной написанные без лишних эмоций читать легче, признаюсь честно. Потому что умом ты понимаешь - что происходит на страницах произведения, что происходило на самом деле под Сталинградом в 1942-1943 годах. А сердце само по себе ноет от сопоставления сводок и описания жизни шестерых девчонок, которые записались добровольцами в зенитчицы.

Итак, их шестеро:

  • Глафира - девушка, которая успела поработать на железной дороге и планировала связать свою жизнь с ней.
  • Зоя - воспитательница детского сада, для которой не было чужих детей.
  • Ярослава - она как раз из тех, кто на скаку остановит коня, потому что занималась боксом. Не всякий осмелится сказать ей слово поперёк.
  • Любушка - старшеклассница. Узнала что такое нежелательное внимание отчима, от него и удрала, когда подписала бумаги о том, что компенсация за разбомбленный дом переходит государству в фонд фронта.
  • Катя - старшеклассница, отличница, председатель совета пионерского отряда. На фронт ушла, чтобы не мешать строить личную жизнь матери.
  • Лена - старшеклассница, которая выживала как могла, после того, как её мать попалась на проходной, когда пыталась пронести домой бобину ниток. Мама была швеёй, этим и подрабатывала.За кражу ниток сослали в шахты.

Глафира, Зоя и Ярослава пошли на фронт добровольно, остальные девчонки из-за обстоятельств. Любушка и Лена чтобы просто выжить, а вот Катина причина меня поразила до слёз. Именно тогда я и поняла - зачем в произведении эмоции писателя, когда читатель всё осознаёт и понимает. Зачем специально вышибать слёзы? Оно итак само...

Такие разные девушки, совершенно разные судьбы - а сошлись в одной точке - школе зенитчиц. И судьба осталась одна на всех до того самого августовского дня, когда их зенитная батарея приняла на себя танковое нашествие.

Но это в финале книги, а пока девчонки обучались уставной премудрости, постигали военные азы, зубрили внешний вид самолётов, их отличительные признаки, чтобы определять ещё издалека. А потом и полевые выезды начались, практика на учебных снарядах, которые весили как настоящие - 12 кг (!). А представляете каково девчонке даже волоком тащить ящик с такими снарядами?!

Он на секунду замолк, прокашлялся, вытер платком пот со
лба и сдавленным голосом продолжил:
— Ставка надеется на вас, товарищи курсанты. Вам оставалось совсем немного до получения командирских званий. Но
сейчас во сто крат важнее ваше умение стрелять из пушек по
вражеским танкам. Поэтому ваше училище, весь личный состав
вместе с техникой и матчастью, направляется на фронт. Немедленно. Это приказ штаба Южного фронта…
На школьной спортплощадке повисла гробовая тишина.
Потом вдруг строй курсантов как-то вздрогнул, дёрнулся, и
сто с лишним ртов открылись разом:
— Уррррааааа!
...Потом все провожали артиллеристов у ворот. Мальчики — а
они, оказывается, совсем ещё мальчишки, эти недоучившиеся
лейтенантики — залезали в кузова грузовиков, к которым уже
прицеплены были их пушки, махали сверху пилотками, а один
всё кричал:
— Эй, рыжая! Меня Володя Комаров зовут! Жив останусь —
женюсь на тебе! Только дождись!
Похоже, это тот самый был, который уверял, что у пушек
ствол короче, чем у зениток, значит, и выжить шансов больше…

Извиняюсь за большой кусок цитаты, я его слегка урезала - на страничку, но здесь уместилось всё, на чём хотела сделать акцент. На том, что совсем ещё юные мальчишки не доучившись поехали защищать Родину. О том, что даже в такое время было место чувствам и шуткам, о том, как вырабатывалась дисциплина и даже тяжёлые новости об уходе на фронт встречали криком "Ура!"

Были моменты, от которых шёл мороз по коже. Ладно хищение катушки ниток с фабрики - понятно, что всё для фронта, всё для победы. Но когда Зоя опоздала на работу в садик на несколько минут, потому что вечерами и ночами обучалась в школе зенитчиц и её чуть не отправили за это в лагеря - был шок. Опоздала всего на 5 минут. Зою-то отбили от нападок тем, что она в числе первых вызвалась добровольцем на фронт в отличие от тех, кто её пытался осудить и отсидеться в тылу. А вот заведующую, которая покрыла опоздание, больше никто никогда не увидел...

О приказе Сталина "Ни шагу назад!" я вообще промолчу. Потому что вoйнa - это стpaшнo! Какие бы причины не побудили прийти на фронт и защищать Отечество, всё равно стpaшнo!

Чем понравилась книга

Прежде всего тем, чем не понравилась сначала - безэмоциональным изложением фактов. Это художественно-историческое произведение, тем не менее здесь нет красивого образного языка, который бы усилил эффект. Здесь это не нужно. Само содержание текста так бодрит, что дополнительное давление на психику ни к чему. Я это оценила.

Ссылками на документы, цитатами из произведений отечественных писателей, очевидцев, фронтовиков, а также с противоположной стороны - фaшиcтoв, которые ждали лёгкой победы. Люблю такие дополнения по тексту из разных источников со ссылками на авторство.

Как ни странно, юмор. Да, он тут есть. Честно говоря ситуация с обмундированием девчонок и когда им принесли шесть мужских тpycoв заставила меня хмыкнуть (мол нашли "достойную" замену). Да, то был чёрный юмор, но в таких ситуациях он помогает выжить и смотреть на ситуацию проще. Отвлечься, что ли.

“Женщинам-военнослужащим летом положены берет, гимнастёрка, юбка, чулки, сапоги или ботинки…” А папаня мне: “Доченька, неужели я бы не выдал, если б были? Тылы-то наши на той стороне Дона остались!” Ботинки дал ленд-лизовские, американские, и то пока кулак не показала, а то всё твердил:
“Были сорок третьего размера в Ростове — а вам куда такие?
Шагу в них не шагнёте. Кто ж виноват, что меньше тридцать
девятого размера в армии не сыщешь обуви?” Так что вот —
только трусы дал…
Ярослава сняла с головы пилотку, понюхала её.
— Похоже, несколько человек её носили. Ладно, постираем.
А вы чего такие невесёлые? Глафира, хватит слёзы лить! Скоро
обратно отобьём у фрицев твой Ростов!
— А мы не будем носить мужские трусы! — Катя и Люба решительно встали перед Ярославой.
— Не смешите меня. Других-то всё равно нет! Почему это не
будете?
— Мы умрём в бою, и все увидят, что на нас мужские трусы —
ведь позора не оберёшься! Это даже не смешно!

Именно мелочи, которые на самом деле не так важны, помогают не свихнуться и выдержать тот жёсткий режим, в котором жили девчонки. Правда, в этой ситуации они выкрутились и перешили-таки на женские с завязками. Но это и правда, мелочи.

О том, что не понравилось, писала уже выше - этот минус обратился в плюс во время дальнейшего чтения. В остальном книга понравилась. Написана реалистично, героини вели себя убедительно. Почему так пишу, потому что они вымышленные, но при этом все точно знают, что девушки-зенитчицы спасли тем августовским днём и вечером Сталинград от танковой атаки. А история лучше запоминается в лицах тех, чьих реальных имён мы можем никогда не узнать.

Читать или нет, решать конечно же вам. Но я бы порекомендовала. Произведение небольшое, в электронном виде на телефоне показывает всего 198 страниц. Поэтому осилите довольно быстро.

Так как я натура впечатлительная, то читала с перерывами, чтобы не пугать домашних сыростью. Специально в ответственные моменты откладывала книгу, отвлекалась и потом читала дальше. Так легче. При этом сразу предупрежу - здесь нет никаких таких подробностей, которые рвут душу. Просто у меня воображение хорошее.

Благо дарю за внимание и низко кланяюсь тем, благодаря кому мы живы и относительно счастливы.

Рецензии на книги Виктора Королёва:

Интервью с Виктором Королёвым:

Другие книги о Великой Отечественной:

#уголок книголюба #виктор королёв #книги про вов #сталинград #книги #чтение #сталинградская битва

Благо дарю за большой пальчик вверх, подписку и комментарии!;)
Благо дарю за большой пальчик вверх, подписку и комментарии!;)