Найти в Дзене
Автомобильная Россия

"Царь" советских вездеходов. Шнекороторный снегоболотоход ЗиЛ 29061 (+ видео)

В конце 60-ых советская космическая отрасль обращается к автозаводу ЗиЛ с просьбой создать вездеход, который может перемещаться там, где другие не смогут. Техника должна была отвечать довольно жестким требованиям, ведь ей предстояло не только спасать космонавтов, приземлившихся в труднодоступном районе, но и быть достаточной компактной и легкой. При необходимости, снегоболотоход можно было бы быстро перебросить в любую точку страны. За разработку и производство взялись в специальном конструкторском бюро завода имени Лихачева (СКБ ЗиЛ).

Видео с обзором вездехода и советской хроникой реальных испытаний смотрим здесь.

Первая версия снегоболотохода получила индекс ЗиЛ-2906 и отправилась на испытания в 1975 году. Основной особенностью вездехода было использование в качестве движителя шнекороторов.

Первая версия шнека ЗиЛ
Первая версия шнека ЗиЛ

Такая конструкция позволила без проблем перемещаться по любым топким поверхностям. Болота, снег, водные преграды, рыхлый грунт и лед. Вездеход мог двигаться не только взад/вперед, но и перемещаться боком. В задней части корпуса было установлено два двигателя от "Запорожца" каждый мощностью по 37 л.с. Каждый мотор отвечал за свой шнек. Двухмоторная компоновка подразумевала привод на заднюю часть ротора.

Чертежи первой версии шнекерного вездехода.
Чертежи первой версии шнекерного вездехода.

После проведения испытаний, выяснилось, что несмотря на свои уникальные качества, мощность техники недостаточная, а открытая кабина не располагает к комфорту.

Испытания ЗиЛ-2906
Испытания ЗиЛ-2906

Тогда началась разработка второй версии аппарата. Более мощного шнекороторного вездехода, который получил индекс ЗиЛ-29061. В качестве моторов были использованы два двигателя от автомобиля "Жигули", а передача крутящего момента передавалась не на заднюю, а на переднюю часть ротора. Кроме того, появилась закрытая кабина и увеличились габариты.

Благодаря широкому применению алюминиевых сплавов масса вездехода не превышала 2-ух тонн, при длине 4.8 метра и ширине 2.2 метра.

ЗиЛ-29061
ЗиЛ-29061

С 1979 года начинается мелкосерийная сборка шнекороторных вездеходов ЗИЛ, которая прекратилась в 1991 году. Сегодня внимательно рассмотреть технику можно в Музее ЗиЛ в Сокольниках. Или на подробном видео в начале статьи.

ЗиЛ-29061 в музее в Сокольниках.
ЗиЛ-29061 в музее в Сокольниках.

Предполагалось, что в начале 90-ых будет выпускаться третья версия шнекороторного вездехода ЗиЛ. Новый ЗиЛ-29062 должен был поступить в открытую продажу для нефтегазовых компаний. Но времена были тяжелые и проект закрыли навсегда.

-7

Всего было выпущено 20 уникальных вездеходов. Кстати, вот этот образец, который стоит в Музее ЗиЛ до сих пор на хорошем ходу. Единственная проблема, это трудности перемещения своим ходом по асфальту и бетону. Но специально для этого была изготовлена небольшая колесная платформа (на фото выше).

#вездеход #техника ссср #зил #отечественный автопром #сделано в ссср