Наши люди необыкновенно талантливы, а фантазия у них бьет ключом так ведь? И достаточно чуть-чуть поддержать эти таланты и фантазии отеческой государственной похвалой, как все у нас расцветет, заискрится и заблагоухает.
Я до сих пор покупаю и читаю одну печатную газету, в которой публикуются новости о культурных событиях в моем городе. В том числе уже второй год там еженедельно появляются рассказы о молодых людях, реализовавших какой-нибудь общественно-полезный проект.
Чаще всего это студенты или недавние выпускники, выигравшие какой-то грант в рамках поддержки социальных инициатив, молодежных стартапов и прочих бизнес-мастерских и инкубаторов. Ну там "Моя страна - моя Россия", "Молодой лидер" и т.п.
Знаете, мне реально интересны две вещи.
Во-первых, что скрывается за этими пустыми названиями и не менее пустыми положениями о конкурсах ("в целях улучшения...", "для выявления...", "для обеспечения устойчивого развития общества..."). Помимо распыла выделенных денег на само проведение этих действ (методологическую, информационную, организационную и прочую поддержку)?
Во-вторых, что такого крутого реально могут напридумывать и реализовать совсем-совсем молодые люди, не имеющие опыта практической работы и достаточных знаний о каком-либо предмете? И даже обширных сведений о состоянии проблемы вообще и достигнутом уровне ее решения (это чтобы не изобретать авоську, комиссионку и общежитие)? Даже если им вдруг свалится огромный грант в 100 тыс рублей (три месячные зарплаты продавца)?
Понятно, что ожидать от первокурсников каких-то прорывных научно-промышленных решений не приходится. Хотя, помнится мне, чуть ли ни почившее Роснано готово было выискивать и брать на работу юных гениев. Чтобы те показали Илону Маску небо в алмазах. Увы, что-то ни об одной прорывной технологии, придуманной одиночкой на коленке, без солидной базы знаний и опыта я так и не услышала.
Но, может быть, в социальной сфере дела обстоят лучше? Ведь молодые и вправду менее зашорены, способны мечтать, ставить задачи и предлагать какие-то пути их решения. Здесь я знаю неплохие примеры: авторские программы летнего отдыха для подростков с элементами психологических тренингов или семейный клуб ролевиков. Правда, их авторы не возникли ниоткуда, а начинали в серьезной профессиональной среде. Но тем не менее потом сумели отделиться и создать свой уникальный и качественный продукт.
Так что статьи о молодых я просматриваю с интересом. Но, увы, и с разочарованием. Потому что 99% их можно разделить на две части.
1. Приходите к нам, вместе сделаем какую-нибудь фигню бесплатно!
Это пытаются называть волонтерством. Но эта самодеятельность никоим образом не сочетается с тем, в каком виде волонтерство существует во всем мире. Нет постановки задач, нет координации, нет взаимодействия с профессионалами.
Обычно разрабатывается тема, которая сейчас максимально на слуху и о ней вещают из каждого утюга. Причем именно в этом глянцевом виде с объятиями и восторгами. Никакого реального толка ни для одной стороны этих игрищ нет: "одаряемые" не получают решения своих реальных проблем,"дарители" не приобретают серьезного профессионального опыта.
Соответственно, нет и перспективы. Все это обречено увянуть, как только небольшая инициативная группа наиграется и не захочет больше устраивать праздники для аутистов (поняли, где смеяться надо?) или дарить лучи добра в соцсетях пожилым людям.
2. "Информационная поддержка"
В эту категорию попадает большинство проектов. Знаете, людям вот с такой проблемой негде ее обсудить, это ужасно! Мы разрабатываем онлайн-приложение, где люди смогут общаться друг с другом! - Э, ребята, вообще-то всяческие форумы по интересам и тематические сайты существуют в Сети уже лет двадцать как! Вы не в курсе, нет?
А знаете, еще люди совершенно не представляют, куда можно пойти в городе, чтобы заняться танцами/ игрой в мафию/ спиритическими сеансами / изучением истории татуировок/ прокачкой синей чакры/... нужное подчеркнуть. Поэтому мы создадим мобильное приложение, на котором отметим все заведения соответствующей тематики. А еще налепим на двери заведений QR-коды, наведясь на которые вы попадете на его сайт.
Ребята, ну вы же слыхали про Яндекс-, Гугл- и прочие карты, справочники, агрегаторы, созданные крупными игроками ИТ-рынка? На которые уже все нанесено, все отмечено, все там прекрасно находится? И любые коды налепить на свою дверь могут и сами хозяева. Если сочтут нужным.
Или даже ладно, я согласна. Сделать хороший, очищенный от инфоцыганской тематики справочник, пусть даже по очень узкой тематике - это хорошее дело.
Но блин! Это социальный стартап? Да это прямое паразитирование на том, что уже создано другими людьми! Теми, кто реально придумал и воплотил вот эти формы досуга. Вложил свои силы, умения, нервы и деньги. Прошел все круги бюрократического ада, сопровождающие предпринимательство. Изучил спрос и наработал клиентскую базу.
Почему-то этих людей нет среди номинантов премий и получателей грантов. Не подавали заявок? Не соответствуют требованиям? Не считают нужным суетиться ради мелкой подачки?
В общем, грустно выглядят все эти стартапы второй свежести.
---------------------------------------------------------------------------
Еще по теме на канале:
тобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба