Собирая материал для статьи про Тандем REO и Curtiss Aerocar, совершенно не случайно соприкоснулся с личностью неординарной, деятельной и во многом угадавшей развитие тех или иных направлений, как в авиа, так и в автомобильной отрасли на годы вперед.
Гленн Хаммон Кертисс – пионер авиации, был вовсе не чужд автомобилям. Еще и пытался объединить их: например в 1917 г он предложил конструкцию автоплана, пусть не нашедшую поддержки, но несомненно подтолкнувшую для дальнейшей работы многих изобретателей.
И вот о таком изобретении и хочется рассказать сегодня. В 1946 году в популярном уже тогда «National Geographic» появилась заметка о летающем автомобиле, автора Ф. Бэрроуза Колтона со множеством фотографий и довольно подробным описанием конструкции. В частности говорилось о том, что стекловолоконный кузов веси всего 330 кг.
А началом этой удивительной истории следует считать 1940 год. Именно тогда в компании «Consolidated Vultee Aircraf» (в будущем – « Convair») инженером Теодором П. Холлом была предложена идея создать автомобиль с легким кузовом, который бы мог превращаться в летательное средство с помощью специального одномоторного самолета-носителя. Идея понравилась главному конструктору компании изобретателю Уильяму Бушнеллу Стауту – это был шаг, который мог бы поменять многое в транспорте, практически революционная идея.
Работу над Convair Model 116 ConvAirCar, который представлял собой вполне привычного вида двухместный автомобиль и специальный фюзеляж с дополнительным мотором, 90-сильным Franklin 4A4, пришлось прервать из-за начавшейся Второй мировой войны и вступлением штатов в нее. С окончанием войны работы продолжились, и в 1946 году 116 ConvAirCar совершил первый полет. Причем, пролетев около семидесяти км, 116-тый потратил на это меньше 4 литров топлива. Всего этот «прототип» совершил 66 успешных полетов, а на полученных результатах, через год была подготовлена следующая модель «автомобильного самолета».
Еще более легкий и доработанный Convair Model 118, по сути, являлся окончательной версией концепции, и был готов идти в серию после ряда испытаний. Вмещавший пилота/водителя и двух пассажиров, при весе 1157 кг и размахе крыльев 10,5 метров, при использовании мощного «летного» мотора (Lycoming O-435, 190 л.с.) он мог развивать в полете до 200 км/ч. «Автомобильный» двигатель Crosley был скромным – всего 25 л.с. Сделано это было из соображений максимально снизить вес. Тем не менее, открепленный на земле от «крыльев» авто спокойно мог довезти трех человек до нужного места. Было изготовлено два экземпляра 118-го.
Казалось бы – замечательная идея и неплохая реализация, но в своем третьем полете в ноябре 1947, по вине пилота Рубена Снодграсса, перепутавшего показатели количества бензина в автомобильном и самолетном баках, самолетоавтомобиль совершил жесткую посадку, повредив и крылья с фюзеляжем, и автомобильный кузов. Второй Convair Model 118 был вынужден прервать испытания.
На «разбор полетов» и восстановление автомобиля с крыльями ушел год, но случилось страшное - программу свернули. Причина банальна – антиреклама среди возможных покупателей и инвесторов сделала свое дело: репутация легкого и дешевого (на тот момент стоимость одного экземпляра составляла 1500 долларов) средства для быстрого перемещения была утеряна. И планам по выпуску до ста шестидесяти тысяч самолетоавтомобилей в год так и не суждено было сбыться.
Видео с YouTube канала Old Time Photos
Фото из открытых источников сети Интернет
Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк и подписывайся на канал. Это сейчас особенно актуально для развития "НМ". Спасибо, что ты с нами!