Возникла у меня тут как-то дискуссия на тему панк рока. Мол, что он дал миру музыки? Вопрос был настолько странным, что я даже растерялся. Но вот решил тут сформулировать немного своих мыслей. Так вот как бы банально не звучало, но панк рок дал миру музыки невероятную свободу. Думаю понятно, что корни жанра стоит искать в 60-х годах и отнюдь не в Лондоне, но именно лондонские парни вывели эту музыку в мейнстрим. Вот уж не знаю, хотелось ли им того, но так сложились обстоятельства.
Западное общество весьма консервативно вопреки многим отечественным представлениям. Ещё более консервативным оно было в конце 70-х годов и появление на телевидении панков сломало массу стереотипов. Просто позволю себе несколько цитат от Джона Лайдона. Да, мы сегодня будем говорить о нём, ведь он во многом и сломал старую систему.
«Британцы любят тонуть в своих страданиях» или вот ещё «Британская пресса состоит из ужасных старых женщин, подглядывающих за другими из-за шторки, следящих за соседями». А как вам такое? «Если в газеты Sun или Mirror поместить то же содержимое, что размещается в рекламных буклетах американских супермаркетов, британцы всерьез поверят и в это». То есть, очевидно, что тёплых чувств к своим соотечественникам Джон не питает и никогда не питал. И всю свою сознательную жизнь он шёл против системы. Да, в юности это был просто подростковый бунт, но с годами Джон вырос в серьёзного музыканта. И странно, что он ассоциируется у многих со своей самой первой группой. Куда более занимательная дискография у такого проекта как «Public Image Ltd». По какому-то досадному недоразумению многие мои знакомые никогда даже не пытались слушать эту группу, хотя она куда интереснее раннего творчества. А самое главное она куда более разнообразная.
С моей точки зрения Джону не повезло. Его воспринимают точно так же как Игги Попа. Но того считают дедушкой панк рока, а Джона отцом соответственно. Хотя именно панк рок они играли только в юности. Большую же часть жизни они занимались абсолютно иными вещами.
Правда разница между Игги и Джоном всё же есть. Игги-то изначально хотел стать музыкантом, тогда как Джон оказался у микрофона случайно. Мне приходилось читать о том, что если бы его не приметил Макларен, то мир музыки вряд ли о Лайдоне вообще узнал бы. Теория хорошая, но история сложилась так, как сложилась. И оказавшись на сцене, Джон довольно быстро вырос из панк рока.
Сходство же с Игги Попом точно есть в том, что они оба из небогатых семей. Только один рос в Америке, а другой на окраине Лондона. Кстати интересно, что в школе будущая звезда рок сцены был замкнутым и необщительным парнем. Хотя как позже вспоминали, Джон был весьма острым на язык. Острота и привела его к исключению из школы. В итоге какой-то колледж он окончил, но вряд ли даже предполагал, как сложится его судьба. Интересно и то, что в своей автобиографии Джон вспоминает, как работал руками. Панков же часто считают асоциальными существами, но у Джона несколько иная точка зрения на это. С его точки зрения панки это обычный пролетариат, находящий свои радости в самовыражении. Да и корни его песен стоит искать в простых пабах, где собираются простые люди. Довольно забавная теория, не правда ли?
Проводя же аналогии с отечественными панками понимаешь, какая бездна лежит между нашей и английской культурой. Общее только то, что не от хорошей жизни люди выбирали подобный путь. Но представить наших панков 90-х годов в каком-нибудь пабе невозможно. Тогда как в Англии или Америке запросто. При всём своём консерватизме все-таки на западе принято относится тактично к чужому внешнему виду. С одной стороны.
С другой стороны вся эта терпимость в обществе достигнута за счёт таких парней как Джон Лайдон. Он был одной из первых звезд, которая вышла за рамки вседозволенного, но его же как-то и порезали ножом за эту свободу. Слава богу, отделался он лёгким испугом и парой шрамов, но эта история лишний раз намекает на то, что общество на западе тоже сложное. Опять же и цитаты, которые я привёл выше об англичанах, кое-что могут нам сказать.
Конечно сегодня Джон уже немолодой мужчина. Ему 66 лет. Не за горами окончательная старость. Альбомы с 2015 года он не выпускал, но вопрос надо ли ему вообще что-то записывать? Ведь с середины 70-х годов он успел немало сделать для мира музыки. И может быть действительно, он заслужил сейчас право на почётную пенсию. Может теперь сидеть и отдыхать. Без него бы музыкальный мир был бы другим. Он точно был бы, но степень свободы была бы значительно ниже. Так что иначе как великим я Джона не могу назвать. Его же голос ни с кем не спутаешь. А это для лица целого поколения очень важно.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.