БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ
Для учащихся 5кл. отд. ИЗО. ДШИ №1 г. Курска.
Я умышленно употребляю слово РОДИТЬСЯ, так как хочу с вами поговорить о том, что принадлежит только художнику и больше никому. Хотя в истории, с названиями, бывали разные ситуации. Но сейчас не об этом, сейчас о том, что принадлежит только автору картины и поэтому, я употребляю это слово - ХУДОЖНИК рождает название картины.
Мне хочется поговорить с вами об этом на примере одной картины, а точнее на примере её названия. Её написал знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин.
Он написал много очень известных картин и среди них портретов. Портреты Репина всегда привлекают внимание зрителя. В них, он умел в образе, показать характерные черты, внешние особенности, психологическое состояние изображаемого человека. Достаточно вспомнить портрет композитора Мусоргского. Это потрясающий по силе художественного воздействия портрет.
Но мы о другом его портрете, о том, который тоже знают и любят многие. Думаю, что знаете его и вы. Но мы с вами договорились, будем говорить о названии, которое пришло в голову Репина, когда он писал этот портрет.
Конечно, я никогда не отвечу на вопрос: а как вообще появляется название - в какой момент. Оно появляется в голове художника заранее и он, работая над картиной, уже знает, как она называется. Или. Или название рождается в процессе создания картины или, вообще, после него. Это знает только художник.
Ну а теперь, - наша картина. Что мы видим на ней?
Лето. Жаркий день. Голубое небо. А под небом, под забавной шляпкой, на перекладине, в своеобразном зелёном платьице, свесив ножки, сидит девочка. Эта старшая дочь художника Вера Репина. Здесь ей 12лет.
Удивительно, а может быть и нет, но название, которое придумал Репин для этой картины, очень подходит ей. Это образное сравнение двенадцатилетнего ребёнка с красивым летающим насекомым, родилось в голове Репина видимо не случайно. Видимо было что-то такое в этом портрете, что показалось художнику возможным так пошутить. Ведь природа человека устроена так, что - человеческие ассоциации, то есть образные представления, занимают в ней весьма большое место. Мы представляем, фантазируем, сочиняем в нашей жизни, очень часто. А уж искусство, по природе своей, очень ассоциативно.
Что у Репина ассоциировалось со стрекозой в портрете дочери, только он и знает. Но, мы вполне можем согласиться, что этой картине, это название, очень подходит. И даже самый первый взгляд и на девочку, и на название, убеждает нас в том, что так оно и есть. Эта картина любима многими зрителями.
Художник великолепно выразил состояние маленькой девочки на природе, под солнцем, возможно, качающей ножками на заборе. Ей хорошо, ей нравится так сидеть. Это её радостный летний миг. Прошло немало лет, а «СТРЕКОЗА» продолжает радовать всех тех, кто на неё смотрит. Посмотрите и вы.