Уважаемые коллеги. Друзья! В своей третьей части обзора фильма «Проверка на дорогах», я хочу затронуть тему коллаборационизма. Проблема сотрудничества и служба врагу. Именно эту тему Алексей Герман раскрыл в своём фильме, а поскольку в 1971 году наш кинематограф таких весьма скользких вопросов не рассматривал, то и фильм долгие годы пролежал на полке. Неудобная это тема и неоднозначная. Ведь в победных патриотических реляциях, кроме меди фанфар, нет отзвуков тех горестей и бед, голода и болезней, с которыми приходилось выживать мирному населению на оккупированных территориях и военнослужащим, попавшим в плен. Сытому человеку очень сложно понять те поступки, на которые пошёл человек по-настоящему голодающий.
Та же мать троих детей, оставшаяся в пустом холодном доме, ругает и проклинает командира партизанского отряда Локоткова, зашедшего к ней. Грозится донести на партизан и получить от немцев за это паёк и керосин, чтоб хоть некоторое время быть сытой самой и её малым детям. Но тем ни менее, немного поколебавшись, схватив детей, бегом догоняет уходящий в лес партизанский отряд. С нашими выжить легче.
«Наши». Такое хорошее, доброе и несущее защиту с надеждой, слово. К нашим пробирались окруженцы, чтоб воссоединившись с основными силами, продолжить бить врагов. Наших ждали, чтоб избавится от «культурной нации прогрессивной Европы», принесших не просвещение, свободу с демократией, а разруху, болезни и голод. Война шла на уничтожение коренного население, массовое сокращение популяции всеми имеющимися методами. Чем больше местных жителей покинет необходимую для Евро Рейха территорию, чем больше гражданских и скрывающихся по лесам отрядов, вымрет, тем лучше.
Фильм начинается со сцены уничтожения найденной немцами картошки, спрятанной селянами для пропитания зимой. Монохромность картинки со стеной проливного дождя и хлещущей на еду отравы, создаёт впечатление натуралистичности и не художественной съёмки, а документальной. Кадры с погрузкой коров в эшелон, отправляемый в Фатерлянд, дополняют увиденное. А звучащий за кадром голос пожилой женщины, явно записанный «в живую», как воспоминание о военном детстве, лишь усиливает впечатление от фильма.
Те, кто не смог эвакуироваться или бежать с оккупированных территорий, уйти в партизаны или прибиться к отступающим частям, вынуждены сосуществовать с захватившими страну поработителями. И на многие годы такие люди стали «Не наши».
«Не наши». Смысл такого словосочетания уже иной, отталкивающий. А для тыловых администраторов уже не важно, по какой причине гражданин остался на оккупированной территории. То, что Красная Армия с огромными потерями отступила, бросая на произвол судьбы предприятия и людей, таких ретивых и бдительных администраторов уже не волновало. Был под немцами,- значит потенциально мог быть предателем и пособником. И такой же оставленной в пустом холодном доме женщине с её детьми, как во время войны, так и десятилетия позже, придётся указывать в биографии факт нахождения на оккупированных территориях. При заполнении анкет был такой пункт, «Находились ли вы или ваши родственники на оккупированных территориях?» Колхозы немцами в те годы расформированы не были, наоборот, работали ударными темпами, выдавая урожай для Рейха. Шахты, заводы, домны и железные дороги тоже работали. И трудились на них, наши же люди. И что, все они потенциальные враги с предателями? Нет.
Всегда хорошо и правильно быть в составе «Наших», а те, кто остался за чертой, всегда вызывают подозрение.
Многие шли работать, чтобы выжить. Но многие шли, чтоб не только выжить, но и жить с комфортом, сколотить капиталец. Обдирая и расстреливая своих же соседей, активно помогали новым властям, шли на службу в полицаи и каратели. Делали это сознательно, надеясь, что власть изменилась и надо приспособиться к новым условиям окружающей среды. И таких, как ни прискорбно, было тоже очень много. А когда такие живоглоты попадались в руки партизан, перед тем как быть повешенными на осине, то искренне недоумевали. – А нас-то за что?! Недоумевали, как тот молодой парень, сидящей вместе с Лазаревым у партизан под замком и ожидающий расстрела. Ещё и возмущался, оправдывал свои действия тем, что ему всего лишь 18 лет, а в полицаи его заставила записаться родная тётка, потому, что полицаям дают форму и паёк. А вот то, что пришлось расстреливать соседей-коммунаров, это конечно досадное недоразумение.
Лазарев молчит. Не осуждает и не поддерживает, поскольку сам бывший. Бывший младший сержант Красной Армии и бывший солдат Восточного охранного батальона Вермахта. А ныне «Не наш». Но он раскаивается искренне, давно для себя приняв не простое решение вернуться к «Нашим», пусть даже такое возвращение будет стоить ему жизни. В отряде его многие считают врагом, и то, что его сразу не пристрелили в овраге, временное обстоятельство. Попытка реабилитироваться за предательство и планы по участию в операции на станции, заставляют Лазарева, терпеть заслуженные оскорбления и недоверие среди партизан. Ему устраивают проверку, заставив в одиночку уничтожить моторизованный патруль на дороге. Не верят, от чего Лазарев, отчаявшись, лезет в петлю. Был спасён и, собрав волю, участвует в смертельно опасной операции по захвату эшелона.
«Не наш» бывший сослуживец Лазарева, по-прежнему несущий караул в охранном батальоне, обсуждающим с Лазаревым внутренние проблемы. Принял свою новую службу на немцев вполне обыденно и без моральных терзаний.
Пошёл ли он к оккупантам в силу обстоятельств или добровольно, не известно. Таких тоже было много. Лазарев разобрался в себе и пытается осмыслить происходящее на войне, дать этому оценку. Как он объяснял Инге о том, что Война выявила всё хорошее и плохое в людях и всё перемешала.
- До войны таксистом был, чаевые с клиентов брал, выпивал по выходным. Что я знал о войне? Ничего. Только слова из песенки. Думал, что я сильный, а оказалось, слабый.
Нет. Не слаб Лазарев. В нём силён дух и есть Совесть. Ибо Совесть не дала ему остаться на службе врагу, он их уничтожает, до конца оставаясь прикрывать отход «Наших». Ценой своей жизни он возвращает своё доброе имя, а это самое главное у человека.
Младший сержант Лазарев проверку на дороге прошёл. Ценой жизни вновь стал «Нашим».
Что касается актёра Владимира Заманского, сыгравшего Лазарева, то эта роль в фильме, стала его самой известной в карьере. Очень интересная и тяжёлая роль. Но и мастерство актёрской игры велико. Одни глаза и маловыразительная мимика, выдают бурю эмоций. Школа актёрского мастерства. И суровая школа жизни. Ведь Владимир Заманский как многие актёры тех лет, не только видели войну, но и воевали. В фильмах, по сути, в роль вживались легко, ибо помнили каково быть на фронте. Заманский ушёл воевать молодым парнем, прибавив себе год. Успешно сражался с 1944 года, имеет ранение и награды. Медаль «За отвагу», высшую солдатскую награду, просто так не дают. А у него есть и другие медали и ордена, полученные за бои. Да даже в фильме заметно, как он двигается, как держит оружие, носит форму. Привычка поднять воротник и сунуть руки в рукава шинели, это тоже штришок для знающего человека. Человек воевал и играет он роль со знанием дела и материала. В такую игру веришь, поэтому роль Лазарева в фильме «Проверка на дорогах», одна из ключевых.
Такая она, Сила Искусства.
P.S.
Первая часть обзора
Вторая часть обзора