Найти тему

«Проверка на дорогах». Наши и не наши.

Уважаемые коллеги. Друзья! В своей третьей части обзора фильма «Проверка на дорогах», я хочу затронуть тему коллаборационизма. Проблема сотрудничества и служба врагу. Именно эту тему Алексей Герман раскрыл в своём фильме, а поскольку в 1971 году наш кинематограф таких весьма скользких вопросов не рассматривал, то и фильм долгие годы пролежал на полке. Неудобная это тема и неоднозначная. Ведь в победных патриотических реляциях, кроме меди фанфар, нет отзвуков тех горестей и бед, голода и болезней, с которыми приходилось выживать мирному населению на оккупированных территориях и военнослужащим, попавшим в плен. Сытому человеку очень сложно понять те поступки, на которые пошёл человек по-настоящему голодающий.

Скриншот фильма.
Скриншот фильма.

Та же мать троих детей, оставшаяся в пустом холодном доме, ругает и проклинает командира партизанского отряда Локоткова, зашедшего к ней. Грозится донести на партизан и получить от немцев за это паёк и керосин, чтоб хоть некоторое время быть сытой самой и её малым детям. Но тем ни менее, немного поколебавшись, схватив детей, бегом догоняет уходящий в лес партизанский отряд. С нашими выжить легче.

«Наши». Такое хорошее, доброе и несущее защиту с надеждой, слово. К нашим пробирались окруженцы, чтоб воссоединившись с основными силами, продолжить бить врагов. Наших ждали, чтоб избавится от «культурной нации прогрессивной Европы», принесших не просвещение, свободу с демократией, а разруху, болезни и голод. Война шла на уничтожение коренного население, массовое сокращение популяции всеми имеющимися методами. Чем больше местных жителей покинет необходимую для Евро Рейха территорию, чем больше гражданских и скрывающихся по лесам отрядов, вымрет, тем лучше.

Фильм начинается со сцены уничтожения найденной немцами картошки, спрятанной селянами для пропитания зимой. Монохромность картинки со стеной проливного дождя и хлещущей на еду отравы, создаёт впечатление натуралистичности и не художественной съёмки, а документальной. Кадры с погрузкой коров в эшелон, отправляемый в Фатерлянд, дополняют увиденное. А звучащий за кадром голос пожилой женщины, явно записанный «в живую», как воспоминание о военном детстве, лишь усиливает впечатление от фильма.

Скриншот фильма.
Скриншот фильма.
Скриншот фильма.
Скриншот фильма.

Те, кто не смог эвакуироваться или бежать с оккупированных территорий, уйти в партизаны или прибиться к отступающим частям, вынуждены сосуществовать с захватившими страну поработителями. И на многие годы такие люди стали «Не наши».

«Не наши». Смысл такого словосочетания уже иной, отталкивающий. А для тыловых администраторов уже не важно, по какой причине гражданин остался на оккупированной территории. То, что Красная Армия с огромными потерями отступила, бросая на произвол судьбы предприятия и людей, таких ретивых и бдительных администраторов уже не волновало. Был под немцами,- значит потенциально мог быть предателем и пособником. И такой же оставленной в пустом холодном доме женщине с её детьми, как во время войны, так и десятилетия позже, придётся указывать в биографии факт нахождения на оккупированных территориях. При заполнении анкет был такой пункт, «Находились ли вы или ваши родственники на оккупированных территориях?» Колхозы немцами в те годы расформированы не были, наоборот, работали ударными темпами, выдавая урожай для Рейха. Шахты, заводы, домны и железные дороги тоже работали. И трудились на них, наши же люди. И что, все они потенциальные враги с предателями? Нет.

Всегда хорошо и правильно быть в составе «Наших», а те, кто остался за чертой, всегда вызывают подозрение.

Многие шли работать, чтобы выжить. Но многие шли, чтоб не только выжить, но и жить с комфортом, сколотить капиталец. Обдирая и расстреливая своих же соседей, активно помогали новым властям, шли на службу в полицаи и каратели. Делали это сознательно, надеясь, что власть изменилась и надо приспособиться к новым условиям окружающей среды. И таких, как ни прискорбно, было тоже очень много. А когда такие живоглоты попадались в руки партизан, перед тем как быть повешенными на осине, то искренне недоумевали. – А нас-то за что?! Недоумевали, как тот молодой парень, сидящей вместе с Лазаревым у партизан под замком и ожидающий расстрела. Ещё и возмущался, оправдывал свои действия тем, что ему всего лишь 18 лет, а в полицаи его заставила записаться родная тётка, потому, что полицаям дают форму и паёк. А вот то, что пришлось расстреливать соседей-коммунаров, это конечно досадное недоразумение.

Скриншот фильма.
Скриншот фильма.

Лазарев молчит. Не осуждает и не поддерживает, поскольку сам бывший. Бывший младший сержант Красной Армии и бывший солдат Восточного охранного батальона Вермахта. А ныне «Не наш». Но он раскаивается искренне, давно для себя приняв не простое решение вернуться к «Нашим», пусть даже такое возвращение будет стоить ему жизни. В отряде его многие считают врагом, и то, что его сразу не пристрелили в овраге, временное обстоятельство. Попытка реабилитироваться за предательство и планы по участию в операции на станции, заставляют Лазарева, терпеть заслуженные оскорбления и недоверие среди партизан. Ему устраивают проверку, заставив в одиночку уничтожить моторизованный патруль на дороге. Не верят, от чего Лазарев, отчаявшись, лезет в петлю. Был спасён и, собрав волю, участвует в смертельно опасной операции по захвату эшелона.

«Не наш» бывший сослуживец Лазарева, по-прежнему несущий караул в охранном батальоне, обсуждающим с Лазаревым внутренние проблемы. Принял свою новую службу на немцев вполне обыденно и без моральных терзаний.

Скриншот фильма.
Скриншот фильма.

Пошёл ли он к оккупантам в силу обстоятельств или добровольно, не известно. Таких тоже было много. Лазарев разобрался в себе и пытается осмыслить происходящее на войне, дать этому оценку. Как он объяснял Инге о том, что Война выявила всё хорошее и плохое в людях и всё перемешала.

- До войны таксистом был, чаевые с клиентов брал, выпивал по выходным. Что я знал о войне? Ничего. Только слова из песенки. Думал, что я сильный, а оказалось, слабый.

Скриншот фильма.
Скриншот фильма.

Нет. Не слаб Лазарев. В нём силён дух и есть Совесть. Ибо Совесть не дала ему остаться на службе врагу, он их уничтожает, до конца оставаясь прикрывать отход «Наших». Ценой своей жизни он возвращает своё доброе имя, а это самое главное у человека.

Скриншот фильма.
Скриншот фильма.

Младший сержант Лазарев проверку на дороге прошёл. Ценой жизни вновь стал «Нашим».

Что касается актёра Владимира Заманского, сыгравшего Лазарева, то эта роль в фильме, стала его самой известной в карьере. Очень интересная и тяжёлая роль. Но и мастерство актёрской игры велико. Одни глаза и маловыразительная мимика, выдают бурю эмоций. Школа актёрского мастерства. И суровая школа жизни. Ведь Владимир Заманский как многие актёры тех лет, не только видели войну, но и воевали. В фильмах, по сути, в роль вживались легко, ибо помнили каково быть на фронте. Заманский ушёл воевать молодым парнем, прибавив себе год. Успешно сражался с 1944 года, имеет ранение и награды. Медаль «За отвагу», высшую солдатскую награду, просто так не дают. А у него есть и другие медали и ордена, полученные за бои. Да даже в фильме заметно, как он двигается, как держит оружие, носит форму. Привычка поднять воротник и сунуть руки в рукава шинели, это тоже штришок для знающего человека. Человек воевал и играет он роль со знанием дела и материала. В такую игру веришь, поэтому роль Лазарева в фильме «Проверка на дорогах», одна из ключевых.

Такая она, Сила Искусства.

P.S.

Первая часть обзора

«Проверка на дорогах». Майор Петушков её не прошёл.
Сергей Немчинов. Сила искусства.31 января 2022

Вторая часть обзора