Найти тему
Крестьянин

Крестьяне в первые годы советской власти.

Столетие со дня создания Союза Советских Социалистических Республик привлекает внимание к тяжелым годам начала прошлого века, когда стали создаваться коллективные хозяйства социалистического типа. Время показало правильность выбора крестьян и торжество Ленинского кооперативного плана.

Плакат из открытых источников
Плакат из открытых источников

Что только не писали про коллективизацию, что ни говорили, как ее не ругали. А как посмотришь, кто пишет, то видишь, что не были они и не жили в колхозе. О жизни на селе знают по разговорам с бабушкой, тетей или еще с кем-нибудь у колодца. Обиженных на жизнь всегда бывает много в любое время при разных обстоятельствах . Посмотрите сами. В 1930-1932 годы прошла в основном коллективизация. Сколько производило сельское хозяйство продукции в эти годы и сколько стали производить в 1940 году. Рост за 8 лет значительный. Если не окрепло так село смог ли СССР выиграть войну? На консервах из США выжили ли наши воины и население? Я уже не говорю про настрой населения на борьбу с фашизмом, плохую жизнь так не стали защищать. Можно это все на цифрах показать, а зачем? Кто сознательно оскверняет это, тот не чему не поверит, ему вера не нужна. Конечно, при коллективизации были ошибки на местах и в правительстве. А как не ошибиться, если все делали впервые, в основном путем проб и ошибок. Не всегда и не все из ошибок делали правильные выводы. Экономические успехи СССР в тридцатые годы ярко отражены на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. СССР по темпам роста обогнал все страны Европы и вышел по промышленному производству на второе место в мире, после США. Рост экономики в СССР с 1929 по 1940 гг. – 16%, США – 8,5%, Япония – 8,6%.

В начале прошлого века страна была аграрная, сельское население оставляло 85 % от общей численности всех жителей. В настоящее время сельское население составляет чуть более 25 %.

Почти всеобщая безграмотность крестьян, ручной труд, нищета не позволяла внедрять в производство новые приемы технологий получения продукции, применять какую-нибудь механизацию трудоемких процессов. Это могли делать только зажиточные крестьяне, которых было на селе в то время не более 2-3 процентов. Решить проблему производства продукции в стране они не могли.

Крестьянское хозяйство в крае продолжало оставаться мелким, полунатуральным, основанным на ручном труде и поэтому малопродуктивным

. Вот как описывает А.А. Дорофеев (Владимирская губерния в 1918-1923 гг.) жизнь крестьян того времени: «В нашем крае после Октябрьской революции на среднее крестьянское хозяйство приходилось всей удобной земли без леса и кустарника 7,6 десятины, пашни 5,2 десятины и сенокоса 1.6 десятины, что было явно недостаточно для эффективной работы. Катастрофически не хватало мужской и тягловой рабочей силы. 46 % мужчин в рабочем возрасте взяты были в войска и 8 % отсутствовали по тем или иным причинам, а 42 % хозяйств были безлошадными, практически бедными и нищими. Поэтому особенно ценился крепкий работник с лошадью.

Аграрное перенаселение было основой широкого развития в губернии кустарных и отхожих промыслов. 67,5 % всего денежного дохода крестьянина давал промысел, а сельское хозяйство лишь 21 %. Жители деревни из-за слабого развития промышленности стали меньше зарабатывать на промыслах, чем до революции. Фабрично-заводская промышленность не успевала поглощать избыток населения деревни. Кроме того, в нашей губернии процент изъятия налогами с души сельского населения условно-чистого дохода был выше, чем в целом по стране».

Чтобы вывести крестьянство на путь зажиточный и культурной жизни, нужно преобразовать в корне основы производства, быта и культуры деревни. Никакие меры помощи, рассчитанные на подъем мелкого единоличного хозяйства не могли решить этой задачи. Необходимо было решать общегосударственные вопросы в стране: индустриализации, электрификации, машиностроения для села и развитие науки, культуры, ликвидировать безграмотность населения. На это и обратило внимание в первую очередь Советская власть. Трудовые ресурсы на селе были, которые затем пополнили рабочий класс.

С первых дней после революции в деревне стали возникать социалистические формы сельскохозяйственных предприятий – совхозы (государственные и коллективные объединения крестьян): сельхозкоммуны, артели, товарищества по общественной обработке земли (ТОЗ) и др. Коммунары преодолевали огромные экономические трудности и достигли успехов в строительстве новой жизни на селе. Однако уравнительное использование результатов труда, преждевременные попытки развивать общественные (коллективные) формы в питании, бытовом обслуживании не оправдали себя, и коммуны перешли на устав сельхозартели. В дальнейшем наилучшим способом зарекомендовала себя и получила распространение форма – сельхозартель.

Опыт социалистической организации производства в сельском хозяйстве переняли капиталисты. В Японии до сих пор работают в коммунах, а вот у нас они не прижились и от них отказались. Израиль используют коллективную форму - сельхозартель. Их устав сельхозартели схожий с колхозным уставом в России.

Опыт исторического развития общества доказывает, что крупное производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве имеет несомненное преимущество перед мелким. Это особенно видно сейчас на примере всех стран мира, через сто лет, и доказывает справедливость выбора крупномасштабного развития сельского хозяйства. Переход мелких крестьянских землепользователей в крупные колхозы, значительно более производительные – процесс прогрессивный, исторический, неизбежный. Поверить в это в период разрухи не грамотным крестьянам очень трудно, даже невозможно. Они веками надеялись на свой ручной труд.

Мне, как человеку, родившемуся в деревне и прожившим в сельской местности с сороковых годов ХХ века по настоящее время, работая, практически, на всех должностях сельскохозяйственных производства, в том числе, научном обеспечении животноводства области обидно слушать хулу и насмешки над нашим крестьянами и колхозниками.

Для подтверждения правильности выводов приведем пример жизни тружеников колхоза им. М. И.Калинина.

Село Кишлеево т в области отдалено бездорожьем от районного центра до 80 годов прошлого века.

Первое письменное упоминание села Кишлеево встречается в книге Патриаршего казенного приказа в 1628 году как вотчина боярина Ивана Никитича Романова. В селе уже была деревянная церковь Успения Пречистой Богородицы. Около 1656 года село было пожертвовано Московскому Спаса Нового монастырю, вотчиной которого и оставалось до 1764 года. Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1805 году вместо прежнего деревянного храма. Престолов в церкви было три: в холодной в честь Успения Пресвятой Богородицы, в приделах теплых: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Святителя и Чудотворца Николая. При церкви находилось и здание церковно-приходской школы. Каменная церковь была разрушена в 1960 году.

Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Кишлеево. Фото из личного архива
Каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в селе Кишлеево. Фото из личного архива

2009 – 2011 г.г. на ее фундамент из Москвы перенесена деревянная церковь Владимира Киевского и освещена в честь Божьей Матери «Неопалимая Купина».

деревянная церковь в честь Божьей Матери «Неопалимая Купина» село Кишлеево. Фото автора
деревянная церковь в честь Божьей Матери «Неопалимая Купина» село Кишлеево. Фото автора

В конце ХV111 века село перешло в ведение Государственной экономии. В конце XIX — начале XX века село входило в состав Петроковской волости Владимирского уезда.С 1929 года село являлось центром Кишлеевского сельсовета Ставровского района, с 1935 года — Небыловского района, с 1945 г. Ставровского района, с 1965 года и по настоящее время Собинского района.

Население села составляла: 1859 год – 1400 человек, 233 двора, 1897 год – 1431 чел, 1905 г.- 1723 чел. Согласно переписи населения в 1926году население возросло до 1884 человека. Всего населения в рамках населенных пунктов колхоза ( Бухолово, Мельничная, Алексевка, Даниловка, Коверлево, Подвязье ) им. Калинина в то время составляло 4424 человека.

Село Кишлеево было самым крупным селом в округе. В настоящее время в селе числится 366 человек (на 01.02 2022 г.).

Происхождение названия села точно не установлено. Если искать в названии угорско-финские или мерянские корни, как в названии других населенных пунктов, то слово «киш» – смола, живица, «кишлаш» – смолить. Но вокруг села Ополье и нет хвойного леса или чего-то связано со смолой. В народе предполагают, что возможно это произошло от клича татар, которые после разорения Владимира и Суздаля в 1238 году пошли на Юрьев и кричали населению деревень «киш левее – иди левее», сгоняя их с дороги.

Наличие неровного рельефа местности и полноводности речек способствовало большому содержанию в них различной рыбы. Полноводность речек обеспечивалась большим строительством на них плотин и мельниц. А также на мелких ручьях и овражках было много бобровых плотин. К сожалению, в прошлом веке они исчезли и только сейчас появились в небольшом количестве. Вот из этих речек: Колокшы, Семиги, Куфтиги кишлеевские крестьяне в ХV1 веке возили в садках живую рыбу для нужд Московского Спаса Нового монастыря

Становление Советской власти в селе, как и во всей Владимирской губернии, произошло без жертв и насильственных действий.

По документам Госархива Владимирской области, фонда Петраковского ВИК, Советская власть была образована в селе Кишлееве в 1918 году. Был избран Кишлеевский сельский Совет в составе Петраковской волости Владимирского уезда и губернии. Одним из первых председателей Кишлеевского сельского Совета был Трещалов Виктор Петрович, беспартийный, крестьянин отходник, и впоследствии рабочий, участник первой Мировой войны.

В феврале 1919 года в деревне Даниловка была организована артель им. Урицкого. В нее вошли с начала 5 семей: Дмитриев Василий Дмитриевич, Крылов Терентий Андреевич, Комушкин Сергей Дмитриевич, Шилов Петр Иванович, Гусев Никанор Прокопьевич, а потом вступили еще 7 семей. Организаторами артели были коммунисты – Фарафонов Михаил Тимофеевич матрос Балтийского флота и Евдокимов Петр Андреевич - чекист. В том же году в Астанине организовалась коммуна им. Карла Маркса из рабочих фабрики Баженова села Ундол в количестве 5 семей. В 1919 году при коммуне Карла Маркса организовалась комсомольская ячейка, в которой состояло 15 человек. Секретарем ячейки был Дмитриев Яков Васильевич. Потом коммуна распалась.