Советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 можно по праву назвать высоким достижением советской гражданской авиации. А некоторые уникальные технические решения, которые здесь использовались, невозможно было встретить на других пассажирских самолётах. И конечно же когда разговор заходит про Ту-144, то особый интерес представляют не его крыло, а маленькие крылышки в носовой части фюзеляжа.
Так что давайте разберёмся, зачем они нужны?
Многие знают, что носовой обтекатель Ту-144 подвижный. Он отклоняется вниз и возвращается обратно в своё прежнее положение в зависимости от режимов полёта. Так например в условиях взлёта носовой обтекатель уходил вниз на 12°, давая тем самым возможность пилотам смотреть вниз. При посадке обтекатель отклонялся вниз уже на 17°. Разница в пять градусов давала больше обзора.
Но какое отношение кинематика носовой части имеет к этим странного вида крылышкам?
Всё дело в том, что когда у самолёта носовой обтекатель смотрит вниз, то из-за набегающего потока воздуха возникает прижимная сила. И таким образом этот заострённый нос работает как антикрыло. И чтобы самолёт в режиме взлёта и посадки не "клевал" вниз, инженеры решили дооснастить носовую часть фюзеляжа такими вот необычными крылышками.
Их подъёмная сила как раз и компенсирует прижимную силу от опущенного вниз носового обтекателя. Причём сами эти крылышки имеют довольно сложную геометрию. И она нужна для того, чтобы их подъёмная сила варьировалась в зависимости от того, на какой угол опущен нос: на 17° или на 12°.
Что же касается их воздушного сопротивление, то оно конечно же огромно. И поэтому в разложенном состоянии этих крылышек Ту-144 никогда бы не вышел на сверхзвук. Чтобы избежать их негативного воздействия на аэродинамику, когда нос уже выпрямился, срабатывает механизм уборки этих крыльев. Получается, что самолёт убирает не только шасси, но и лишние крылышки.
Давайте рассмотрим этот механизм подробнее. В фюзеляже есть ложбинки, куда эти крылышки убираются, и таким образом формируется аэродинамически гладкая поверхность. Механизм приводится в действие гидравликой. Сами крылья тоже оснащены гидравликой для изменения из формы и подъёмной силы. Размах этих крылышек составляет около 3 метров.
Использование этих передних крылышек позволило самолёту Ту-144 уложиться в допуски по предельным скоростям взлёта и посадки. Так скорость отрыва от взлётно-посадочной полосы при взлёте составила 360 км/ч, а скорость касания при посадке - 266 км/ч. И всё это благодаря передним крылышкам.
А вот у французского пассажирского сверхзвукового самолёта Конкорд таких крылышек в носовой части фюзеляжа не было. И поэтому у него скорость посадки была 300 км/ч.