Найти тему
Илья Клишин

В Орле назвали площадь именем крепостника-изверга. Почему это никого не смутило?

Крепостной театр
Крепостной театр

Всегда обещали, что потом будем лучше. Сейчас мы строим пирамиды. Или пашем на барина. Или платим ипотеку 30 лет. Но потом обязательно станет лучше. Если повезет — при нашей жизни. Или уже при наших внуках. Когда-нибудь

Так часто повторяют все бестолковую фразу «время всех рассудит», что она, кажется, стала аксиомой. Но вот недавно, читая прозу Герцена, я встретил горький пример обратного — спустя столетия зло не было наказано или осуждено, но, напротив, оно было восславлено.

В 1848 году в «Современнике» вышла повесть «Сорока-воровка» (сам Герцен уже год был в эмиграции и с интересом наблюдал за революциями по всей Европе).

Как ее пропустила цензура, я не знаю. Позднениколаевский режим был суров: тотальные запреты всего, реакция, полицейщина, репрессии, спертый воздух. Достоевского через год «расстреляют» за письмо Белинского, а Тургенева через три года посадят в изолятор за некролог Гоголю.

В общем, цензор или проглядел, или втайне симпатизировал Герцену, потому что это была никакая не беллетристика, это выпад против крепостного права.

Повесть — реальный случай из биографии актера Щепкина (ему повесть и посвящена). Фабула такова. Молодой актер, желая заработать, решает устроиться в театр князя Скалинского. Он смотрит постановку по французской мелодраме «Сорока-воровка» (позже по ней Россини напишет оперу), и ничто его не впечатляет кроме первой актрисы.Герой добивается разговора с ней и узнает, что Скалинский завел в театре рабские порядки, а ее несколько лет пытался сделать любовницей. Та не просто отказала, но и «назло» забеременела от другого — и теперь ее не ждет ничего хорошего. Ведь она просто его собственность.

В итоге актер собирает вещи и уезжает. А девушка умирает.

Под именем Скалинского выведен реальный орловский крепостник Сергей Каменский. Вот как его вспоминал Лесков в «Тупейном художнике»: «…я помню ещё огромное серое деревянное здание с фальшивыми окнами <...> Это и была проклятая усадьба графа Каменского; тут же был и театр».

Каменский не просто избивал крепостных актеров. Он это делал (!) во время представлений, между актами и прямо за кулисами. Современники вспоминали, что свист плетки и крики были слышны прямо из зрительного зала.

Прошло 160 лет. Умер Каменский. Умерла Российская империя. Умер Советский Союз. Появилась новая Россия.

В 1995 году площади на месте этого проклятого театра, где публично истязали людей, было присвоено имя Каменского. Правда произошла, видимо, бюрократическая ошибка и вместо имени садиста, как было запланировано, то есть вместо «площади Каменского», она теперь на всех картах называется «Каменской площадью». И параллельно в музее истории орловской сцены поставили бюст графа Каменского.

Наверное, здесь нужно сделать какой-то вывод, но как-то не хочется.