Родители для ребенка - знаковые фигуры, по действиям которых малыш ориентируется в пространстве, учится понимать - что хорошо, а что плохо.
Представьте - вот мальчик Саша решил научиться играть в теннис. Он заходит в спортзал не зная правил, не имея представления - как правильно, как нет, что хорошо, а что плохо.
Самые верные данные он может получить от тренера. Взрослого человека, который объясняет(в идеале - спокойно) - что можно свободно действовать на определенной территории. Что игровое поле разделено на две части, и просто так нарушать чужую территорию, забегая туда - нельзя по правилам.
Можно - отбивать мяч, стоя на своей стороне,
можно - бегать в пределах определенного места своей стороны
можно - близко подбегать к сетке
можно - кидать мяч, когда игра только начинается.
Нельзя - ничего не делать на площадке (лечь и лежать не получится)
Нельзя -драться с игроком (иначе могут исключить)
Нельзя задевать ракеткой сетку (иначе действие не будет засчитано)
Нельзя употреблять запрещенные вещества (могут исключить)
Четкие, прозрачные и понятные правила, которые может озвучить взрослый. И не только озвучить, но еще и на своем примере показать - как это.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
А теперь представим, что вместо тренера-взрослого человек встречает обиженного подростка, который ругается, кричит, обзывает того, кто стоит на другой стороне игрового поля, забегает на чужую территорию, обвиняет.
Более того, он кричит и обвиняет самого Сашу, на тренировки приходит с опозданием, недоволен, но при этом -много требует. Раздражается, подтрунивает, часто подвержен смене настроения. Непоследователен и нестабилен.
Если по каким-то причинам Саше нужно долго ходить на такое "обучение", то уровень его(Сашиного) замешательства сильно увеличится. Четкости мало, правила нарушаются, да и можно ли вообще сказать, что эти правила существуют.
Во время каждой тренировки Саша получает разрозненные данные, которые смазывают как границы правды и лжи в игре, так и его собственные границы. Тренер не придерживается одной позиции. Наоборот - понятия о том, что можно и нельзя, что хорошо, а что плохо- сильно искажаются. Понимание и четкость игровых условий уходит.
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
Подобное же случается в семье эмоционально-незрелых родителей. Они становятся теми тренерами, которые часто меняют условия, правила, договоренности.
Которые кричат или плачут, находятся в страхе или беспокойстве, гневе или раздражении. И не только словами не рассказывают о правилах общения (как можно и как нельзя поступать), но зачастую своими действиями нарушают границы своих детей, не извиняясь, не обсуждая, не пытаясь это как-либо обработать после эпизода. Всячески демонстрируя, что их поведение - это норма.
Крик на ребенка - норма.
Обида, молчание, вынуждение ребенка вымаливать прощение и расположение - норма
Обвинение - норма
Слезы, плач - норма
Ультиматумы - норма
Навязывание (еды или общества) - норма
Обесценивание переживаний (ну что ты там еще придумал) - норма
Те вещи, которые нормой совсем не являются, при жизни с таким родителем, ребенок принимает каждый день. И рядом может не быть кого-то, кто дал бы другие ориентиры, правила, стандарты.
Это ли не тренировка? Ежедневная тренировка по неспособности отстаивать важные для него ценности. Мягко но уверенно защищать свою территорию.
И что происходит с Сашей, когда он вырастает и начинает пробовать жить самостоятельно?
Саше сложно говорить "нет", жить для себя, не зависеть от мнения окружающих, распознавать - где свои желания, а где-навязанные (или принятые, чтобы оставаться для других "хорошим"). Трудно выбирать адекватных друзей и не скатываться в зависимости (еда, питье и прочее).
Подобное воспитание и длительное общение - частая причина того, почему человеку сложно "собрат себя", жить в согласии с собой.
Это финал?
Нет. Пока человек жив, изменения возможны.
Не за один час, и не за одну неделю, но возможны. С тем, кто может оказать подддержку, не будет обесценивать. Кто может:
а) пригласить в терапию. Принять, поддержать и выдержать эмоции, которые длительное время подавлялись, отодвигались в дальний угол и не имели права выхода.
б) при необходимости, проведет тренировки - как мягко, но уверенно отстаивать свои границы, определять и очерчивать их для других. Поможет справиться с дискомфортом при отказе или заявлении своего мнения.
Шаг за шагом - к настоящим Саше, Маше (или другому личному имени).
Если Вам нужна консультация психолога, вы можете обратиться ко мне, написав в личные сообщения здесь, или в любой другой соцсети.
Подписывайтесь на канал, впереди много интересного.
#психология #творчество #Подавление
#как справиться со стрессом
#абьюз
#расстройство
#грусть
#слезы
#нетсил
#личныеграницы