Найти тему
Петербургский Дюма

О ФАРФОРОВЫХ СПЕКУЛЯЦИЯХ

Масса слепо верит всему, что публикуется в интернетах.
(В.И.Ленин)

Снова попалось на глаза усердно тиражируемое сообщение: дескать, знаменитый узор ленинградского фарфора — это увековеченная память о героическом подвиге блокадников Ленинграда. Кобальтовая сетка появилась вскоре после снятия блокады, в 1944 году. Геометрический орнамент, созданный Анной Яцкевич наряду со знаменитым синим логотипом Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ), по замыслу художницы символизировал заклеенные крест-накрест окна домов и скрещенные лучи прожекторов в ночном ленинградском небе. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) сервиз с кобальтовой сеткой не выставляли на конкурсы — он просто входил в заводской ассортимент. Однако его случайно заметило жюри, которое под впечатлением от увековеченного подвига ленинградцев присудило сервизу золотую медаль, и уникальный узор с тех пор сделался неимоверно популярным во всём мире.

-2

В большинстве перепевов этой рассказки текст малограмотный, набран капслоком и усеян восклицательными знаками.

Меня как сына, внука и правнука блокадников эксплуатация блокадной темы не оставляет равнодушным, а как выученика Ленинградского Технологического института им. Ленсовета, инженера-технолога и физико-химика, связанного со стеклом и огнеупорами, — занимают фарфор, подглазурные эмали и тому подобное.

Почему-то немногим приходит в голову сопоставить блокадный подвиг ленинградцев — и сервиз, который якобы о нём напоминает.
Какая вообще может быть связь между аристократической синей кобальтовой сеткой с золотыми розочками — и полутора миллионами погибших от голода, бомбёжек, обстрелов, бесхозяйственности, репрессий и антисанитарии?
"Сетка с золотом изображает заклеенные окна блокадных домов" — это здоровый на головку человек писал?
А в городе нашем нет экспозиций Эрмитажа? В других музеях России и мира тоже нет посуды прошлого? И посетители все разом ослепли? И поисковые системы в интернетах уже не выдают никакой информации?

-3

Первым подобным сервизом российских мастеров стал сервиз "Собственный" — шедевральная работа прародителя русского фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова. Правда, тёмно-синие краски на основе минералов, содержащих кобальт, он ещё не использовал. Виноградов посвятил свою новинку российской императрице Елизавете Петровне, и было это в середине XVIII века. Ещё почти через столетие появился одноимённый кобальтовый ансамбль, выполненный по заказу Николая Первого.

Прообраз того сервиза, который выдаётся за созданный в 1944 году символ памяти о блокаде, был произведён в середине XVIII века Венской мануфактурой для старшего сына Марии Терезии, австрийского императора Иосифа Второго, и впоследствии достался российской императорской чете — Павлу Петровичу и Марии Фёдоровне.

Аналогичный "Кобальтовый сервиз" немногим раньше произвели во Франции мастера Севрской мануфактуры. Его счастливым обладателем стал датский король Христиан Седьмой, ценивший стиль "рококо" со всеми его атрибутами.

-4

Участие ленинградки Анны Яцкевич состояло в том, что она использовала подглазурный кобальт и сделала свою сеточку более замысловатой и высокопарной. Пик её художественного вкуса — двадцатидвухкаратные золотые звёздочки, венчающие точки пересечения синих линий сетки. Об изобретении речи не идёт, а незначительная модификация сервиза с 200-летней историей на этом закончилась. Получилось помпезно, только на увековечение памяти жертв блокады эта помпезность, по-моему, никак не тянет. И надо разделять художественно-историческую сторону дела с пропагандой 1940-х — 1950-х, в которую художница так неловко вписалась.

Словом, очередной интернет-мусор с пропагандистским душком — такая же откровенная глупость, как и заявления о том, что Дмитрий Менделеев в 1865 году изобрёл водку, а гранёный стакан для неё Вера Мухина изобрела в 1943-м.

-5

При этом плохого слова про художников ЛФЗ не скажу. Большие мастера!

Подглазурная эмаль — в отличие от надглазурной — это рисунок, (1) нанесённый специальными красками на керамическую поверхность, (2) обожжённый при температурах от нескольких сотен до тысячи с лишним градусов и (3) покрытый глазурью, по сути стеклом. Таким образом, краски надёжно защищены, а роспись оказывается  практически вечной.

Главную сложность подглазурной техники составляет исправление рисунка. Каждый мазок должен быть удачным с первого раза. У керамики пористая поверхность: в неё намертво впитываются краски — тончайшего помола минеральные пигменты, разведённые на глицерине, сахарном сиропе, скипидаре и т.д. Полностью их удалить уже невозможно, а подчистки и любые исправления оставляют после обжига заметные следы. Поэтому художнику, который занимается подглазурной росписью, необходима такая же уверенная рука, как, например, у гравёра-сталиста.

-6

Ну, а императорский фарфоровый сервиз, придуманный в XVIII веке, продолжает радовать глаз вне зависимости от белиберды, которую ущербные блогеры пишут про него в интернетах.