Гражданская война в Китае это конфликт, начавшийся в начале 20 века, а закончился после окончательного выбивания войск Китайской Республики на Тайвань. Однако, почему же в самом начале холодной войны США допустили становление коммунистического режима в Китае и почему не бросили все силы на помощь Гоминьдану? Какую роль играли США в политике послевоенного Китая в целом? Об этом и поговорим.
Роль США в политике послевоенного Китая
Не смотря на то что США были больше заинтересованы в переделе послевоенной Европы, всё же Китай без внимания не остался, более того, роль США в политике Китая росла огромными темпами. Китай активно принимал у себя советников, в частности самого Дж. Маршалла, который был послан с миссией предотвращения новой гражданской войны. И действительно, благодаря посредничеству США были начаты переговоры между Чан Кайши и Мао Цзэдуном. К чему привели эти переговоры? Ни к чему. Оба китайских лидера хотели разбить друг друга и проявляли нежелание заключать значимые договора, а немногие заключенные соблюдать. Все шло к новому витку конфликта. Фактически, Гоминьдан чувствовал поддержку всего мира, потому пытался навязать условия, при которых мог бы позже бескровно выжить коммунистов из правительства, на что коммунисты отвечали тормозами, затягиванием переговоров и дискредитацией режима Чан Кайши. США же налаживали связи и с коммунистами(странно, но и такое было), однако непонимание потенциала коммунистов и их фактическая непризнанность не давали США даже возможности помыслить об коммунистической победе.
Слабые перспективы успеха коммунистов
Одной из главных причин возможного поражения Гоминьдана в гражданской войны можно назвать недооценка коммунистической угрозы. Со стороны казалось, что страна вернулась в статус кво, в котором коммунисты почти уничтожены, а страна подчиняется националистическому правительству, что на самом деле было не совсем так. За время войны коммунисты успели не только получить поддержку Севера Китая благодаря активной партизанской войне против японцев, но и завербовать огромное количество людей. Более двух миллионов членов в КПК(на начало войны их было не более 50 тысяч), которые после тайно пополнят новую администрацию режима Чан Кайши и будут саботировать ведение боевых действий. Однако это преимущество, как и негласная поддержка 90 миллионов населения, будет реализована в ходе второго этапа гражданской войны, а непосредственно в 1945 году ситуация для международного сообщества была в пользу Гоминьдан. Даже СССР заявлял о признании Китайского Националистического Правительства как легитимное и уверил в слабой связи СССР и КПК. Советский Союз вообще считал, что КПК и Гоминьдан не имеют кардинальных разногласий и могут вместе строить новую страну, соединившись в одно правительство. Данную идею к слову и пытались реализовать в течении 45-46 годов, однако тут сказалась неблагоприятная предыстория в виде 10 лет прошлых противостояний.
Отношения США и Чан Кайши
Не смотря на распространенное мнение, по которому США и Чан Кайши являлись друзьями, на деле их отношения были не гладкими. Сам Чан Кайши регулярно, начиная со Второй Мировой, вступал в конфронтации с посланными ему советниками и не прислушивался к рекомендациям. Так, во время командировки военного советника Стилвелла он буквально шантажировал Вашингтон обещанием сдаться японцам, если США не увеличить поставки. После войны ситуация не изменилась - Чан Кайши позволял себе даже не реагировать на прямые телеграммы Гарри Трумена. Кроме того, сам Чан считал, что удар по коммунистам нужно наносить сразу после окончания войны с Японцами, но США и СССР не дали ему этого сделать тогда, как меру предосторожности для недопущения продолжения войны уже между Союзниками и СССР.
Почему Националистический Китай програл?
Не смотря на более выгодное стартово положение Гоминьдановского правительства, КПК смог переломить ситуацию благодаря следующим причинам:
Во-первых шанс действительно был упущен. На момент конца войны Гоминьдан смог сберечь немалые силы, которые и планировал использовать против Коммунистов, однако вместо этого его заставили вести переговоры, за время которых КПК вербовали новых сторонников и ширили ополчение.
Вторая причина состояла в пропагандистской победе КПК на Гоминьданом. Даже СССР признавал, что Чану Кайши следует быстрее проводить демократизацию в регионах, дабы добиться больше поддержки своей партии, однако вместо этого он ставил на места своих людей, а бывало и вовсе сотрудничавших с японцами коллаборационистов. Коммунисты же проводили весьма мягкую политику на подконтрольных территориях, благодаря чему заслуживали большее доверие у Севера Китая.
Третья причина была в коррупции и неправильной работе правительства Гоминьдан. На тот момент Гоминьдан ещё не представлял из себя устоявшейся и сплоченной партии, потому Националистический Китай тратил огромные деньги на взятки и подмазывания отдельных членов, дабы не развалиться. Такое положение само собой приводило к неправильной работе государства и как следствие высокой коррупции. Всё это не позволяло Чан Кайши эффективно проводить реформы и реализовывать поставляемые США ресурсы.
Кроме того, нельзя не сказать и об отличной готовности Коммунистов вести войну. Партизанская тактика была крайне эффективна на первых пор, позволив растянуть снабжение Гоминьдана и застать огромную часть его армии врасплох. Нельзя сказать, что коммунисты не несли больших потерь, но все же победы оказывались убедительными, ведь Чан Кайши терял целые армии, которые нельзя было быстро восстановить.
Почему США не совершили интервенцию
Даже после поражения Чан Кайши был вариант прямого вмешательства. В Японии находился весьма крупны контингент войск США, потому возможность поддержки армии Республики прямым вторжением вполне мог бы имет место, однако этого так и не случилось. Причиной тому были наколенные отношения с СССР, ведь к моменту разгрома Гоминьдан на материке холодная война развернулась уже полным ходом, потому США уже не могли себе позволить прямого вмешательства в дела Китая, хотя и поддерживали его политически. Так вплоть до 1971 года Тайваньское правительство Китая считалось единственным легитимным с точки зрения международного сообщества.