- Привет, народ! - Поздоровался, входя, мальчик. - Видите, сколько нас тут? - обернулся он к шедшим за ним Архипову и Филиппову.
-Павлик, держи обещанное, - позвал он копошащегося в песочнице мальчика и поставил на землю велосипед. Мальчуган с радостным воплем бросился к Виктору. - Ты чего так долго, я уже соскучился?
-Ну, выбирал самый лучший, брат, - виновато развёл руками мальчик, - а это, сам понимаешь, долгий процесс.
-Хорошо, я сейчас его испытаю, - и мальчик взялся за рукоятки руля велосипеда.
-Катя! - позвал Виктор сестрёнку, сосредоточенно перебирающую ягоды.
-Чего? - подняла та голову.
-Принеси свои альбомы, пожалуйста.
Та внимательно посмотрела на вошедших с братом мужчин и, кивнув, убежала в дом. Вскоре вернулась, неся несколько альбомов, и, положив их на стол, ушла опять перебирать ягоды. Архипов с Филипповым подсели к столу. Николай Иванович открыл первый альбом. Пролистав несколько страниц, посмотрел на Архипова.
-А у девочки определённо есть талант, - сказал он тихо. - Жаль, если она не будет учиться дальше.
-А где ей надо учиться, Николай Иванович, подскажите? - спросил также тихо Виктор.
-Вот так, с ходу, я не могу вам сказать, но я узнаю и потом вам позвоню. Определённо, есть талант. Она на лету схватывает цвет. А здесь смотрите, Вячеслав Владимирович, какое меткое сочетание.
-Я согласен с вами, Николай Иванович, девочка, несомненно, талантлива, - подтвердил Архипов, листая альбом.
-Слушайте, Виктор, у Кати, наверняка, найдётся альбом, карандаш и линейка. Этот деревенский воздух прямо заразил меня. Я бы с удовольствием здесь поработал пару, тройку деньков над проектом вашего музея. А? Ночевать могу на сеновале. Организуете?
-Да, без проблем, Николай Иванович, - засмеялся Виктор. – Нам, чем быстрее вы сделаете проект, тем мы раньше начнём строительство. Лето-то короткое.
-Ну, что, Вячеслав Владимирович, поможем ребятам, задержимся здесь на пару дней? Вы мне поможете всё спланировать, исходя, так сказать, из местных реалий, как будущий директор этого музея, - Филиппов засмеялся.
-С удовольствием, Николай Иванович, с удовольствием, - улыбнулся Архипов.
-Ну, и договорились, - улыбнулся и Виктор.
Девчата стали собирать на стол, чтобы кормить детей. Мужчины с альбомами перешли на лавку у забора. Виктор предложил свою помощь, и теперь, брызгая друг друга водой, он руководил умыванием ребятни. Накормив и умыв детей, девушки увели их на чердак, читать сказки. А Василиса с Женькой, убрав детскую посуду, поставили ужин для Виктора и гостей. Разговаривая, они, не торопясь, ужинали, когда подошли Димка, Николай, Дед и Трофим Иванович с приехавшими знакомыми. Виктор познакомил всех с гостями. Димка тут же засыпал Филиппова вопросами по музею. Поужинав, бригада Трофима Ивановича ушла ночевать в общежитие. А Виктор подошёл к Николаю.
-Николай, у тебя место есть, нашим гостям переночевать две-три ночки? Они захотели, так сказать, на месте поработать с проектом.
-Да найдём, - улыбнулся парень, - дом-то пустой.
-Ну, вот и договорились. И машину забирай, я пока здесь остаюсь. - Он отдал Николаю ключи.
Забрав гостей, Николай уехал. Димка увязался с ними. И Виктор с Дедом пошли тоже домой.
-Внук, музей-то вам зачем? - спросил Дед. – Дурью, что ли, маетесь или как?
-Да нет, Дедуля, мы дурью не маемся. Хочешь посмотреть, что мы с Димкой ещё нашли? Пошли в схрон.
Спустившись в схрон, Виктор осветил полки с малахитовыми изделиями.
-Смотри! Знаешь, у нас с Димкой рука не поднимается вот это просто продать. Вот мы и решили сделать музей. Пусть люди смотрят. И, особенно, молодёжь. И гордятся своими предками. Смотришь, кого-то это "отговорит" уехать отсюда в город. А кого-то, может, подтолкнет к освоению навыков работы по камню или дереву. А ты говоришь, дурью маемся.
-Прости, я ж не знал, что вы такое нашли. Вы же, как партизаны. И ты прав, такое должно стоять только в музее.
- Ты только посмотри, Дед, - Виктор взял в руки малахитовую композицию из нескольких фигур.
- В музее на неё тысячи людей любоваться будут, кому-то душу согреют, может. А так стояла бы она у какого нибудь богатея, и что? Думаешь, его душа от этого добрее стала бы? Сомневаюсь я. Скорее, наоборот. Пыжился бы своей исключительностью.
- Может, ты и прав, - покачал головой Дед, перебирая каменные статуэтки.
Полюбовавшись на поделки, они вернулись во двор и, умывшись, легли спать. Трофим Иванович, по словам Деда, перебрался ночевать пока к прибывшим друзьям.
Утром Виктор, проделав зарядку и облившись водой из колодца, с ожидавшим его Дедом направились к дому тётки Вали завтракать. За столом уже сидела бригада Трофима Ивановича, Димка с Николаем и директор музея с архитектором. Завтракая, обсудили планы на день. Трофим Иванович решил на общежитии закончить кирпичную кладку, а незанятых в ней поставить на подготовку траншей и заливку их бетоном на запланированных домах. Филиппов, попросив моток бечёвки и топор, обещал к обеду подготовить контуры будущего фундамента музея, чтобы, пока он будет делать остальные чертежи, можно было забетонировать подвал. Виктор вызвался с Димкой копать траншеи под фундамент, а Николай с остальными мужиками - снимать крышу на доме Анатолия. Трофим Иванович предложил над каждым домом вместо крыши надстроить мансарду, и все с этим согласились. Решили начать с дома Анатолия. Готовый материал там лежал уже третий день. И дядька Матвей ждал сегодня машину с ещё тремя комплектами.
-Матвей, кирпич тогда поторопи, - попросил Трофим Иванович, - если сегодня зальём все фундаменты, то завтра уже можно кладку начинать. И утеплитель посмотри, хватит нам его на всё?
Дед взял на себя организацию поиска экскаватора для рытья котлована под музей. Все, обговорив, разошлись по объектам. Виктор, повернув браслет на Крест и поплевав на руки, взялся за лопату. Димка, попытавшийся угнаться за его темпом, очень быстро отстал и, подозрительно посматривая на без устали машущего лопатой брата, только хмыкал. Траншеи на всех запланированных домах они выкопали быстро и приступили к их бетонированию. До обеда забетонировали все пристройки. Узнав на обеде об этом, Трофим Иванович тоже только хмыкнул. Сели обедать, как позвонил дядька Матвей. Сообщил, что привезли кирпич и спросил, куда разгружать. Тимофей Иванович объяснил.
-Ну вот, кирпич, слава Богу, прибыл, - объявил он, пряча телефон, - фундамент залит. Завтра можно начинать кладку сразу на всех домах. Народу у нас хватает. Сегодня обещались подъехать ещё десять человек. Хватит и на мансарду, и на пристройки. - Пообедав, ребята пошли помогать возводить мансарду. К вечеру она была готова и даже обшита досками под будущую кровлю. После ужина Димка потащил брата посмотреть разметку будущего музея. Архитектор с Архиповым ушли сразу к Николаю, о чём-то споря. На месте будущего музея братья встретили председателя сельсовета.
-Я смотрю, вы время зря не теряете, - улыбнулся он братьям. - Я днём подходил, познакомился с вашими гостями. Серьёзные дядечки. Они нарисовали мне такие перспективы, что мне и самому уже не терпится переступить быстрее порог этого музея. Кстати, я утром имел беседу с неким чиновником по этому вопросу. Он, скрипя зубами, дал согласие на строительство. Завтра повезу ему бумаги. Боюсь, придётся давать взятку. Больно уж он громко скрипел, - засмеялся председатель.
-А вы дайте, но узнайте, где он живёт, - попросил Виктор.
-Это зачем? - насторожился председатель.
-А мы ему потом приглашение на открытие отправим, - улыбнулся Виктор.
-Ааа, - засмеялся председатель, - это прикольно будет, как говорит мой сын. И ещё, по газу. Я звонил, но сказали в ближайшие пять лет на нас не запланированы деньги.
-И много денег надо? - поинтересовался Димка.
-Тут два варианта, - почесал нос председатель. - Первый, что и предлагает нам город, это тянуть ветку от него, и тогда город будет регулировать, сколько дать нам газа или совсем отключить. И второй, от нас тут в двадцати километрах проходит магистраль республиканского значения. Я говорил кое с кем. Можно поставить там станцию, и от неё к нам и другим деревням протянуть ветку. Это и дешевле, и мы не будем зависеть от городских чиновников.
-И что для этого надо? - прищурился Виктор.
-Идти напрямую к руководству, хозяину этой ветки.
-И вы можете сами решить этот вопрос?
-Могу, наверное, - пожал плечами председатель. - По крайней мере, можно попробовать. Они должны быть заинтересованы в расширении сети потребителей.