Найти в Дзене
Илья Duke

Легенда о Гостомысле - в чем ее смысл?

В поздних списках повести временных лет появляется новое действующее лицо - Гостомысл. Если изначально это просто имя новгородского посадника, который и предложил призвать князя - иностранца, то в еще более поздних версиях этому персонажу отводится более важная роль. Когда была предпринята попытка приписать Ивану Грозному родство с римскими цезарями, именно в уста Гостомысла вкладывают фразу:

"ступайте в Прусскую и Варяжскую землю и молите самодержцев тамошних из рода кесаря Августа, да идут вами владеть, несть вам срама таковым покоритися"

Текст фразы порой варьируется от источника к источнику но смысл везде один и тот же. Об этом я писал отдельную статью.

Далее мы видим, что в Иоакимовской летописи, которая якобы была у Татищева (об этом у меня тоже есть отдельная статья) у Гостомысла еще более важная роль. Там он уже князь, как и Рюрик, тоже когда то призванный на княжение из финских земель, но род его по прямой мужской линии прервался и взамен его на княжение зовут Рюрика - который согласно этому источнику внук Гостомысла от его дочери, женатой на некоем варяжском князе правившем опять таки в финских землях. Примечательно, что Татищев очень тщательно описывает родословную Рюрика и упоминает, что сам Гостомысл в свою очередь является сыном некоего князя Буривоя, который владел Биармией - это территория Кольского полуострова, Карелиии и части Финляндии, обычно там чаще всего историки локализуют эту полулегендарную страну.

Биармия на средневековой карте (правый верхний угол карты)
Биармия на средневековой карте (правый верхний угол карты)

Зачем же было нужно такое развитие роли этого персонажа? Кроме закрепления таким образом прав России на финские земли (дескать основатель нашей княжеской династия оттуда родом - это его родовая вотчина) была и еще одна важная задача. Это писалось в то время, когда у Романовых не осталось прямых потомков по мужской линии. Царевич Алексей умер в тюрьме, а его сын также прожил недолго. Правила страной Анна Иоанновна, у которой наследника тоже не было. Наследником своим она прочила Ивана VI. А его матерью была Великая княжна Анна Леопольдовна, при рождении Елизавета Катарина Кристина, принцесса Мекленбург-Шверинская. Где то мы уже слышали про Мекленбург вроде? Ах да, немцы в XVII - XVII веках как раз пытались приписать Мекленбургской династии родство с Рюриковичами. Как раз в свете начавшегося при Петре I сближения Руси и немцев об этих фальшивых генеалогиях вспомнили, а тут они вообще пришлись как нельзя кстати. Дескать все свои, никакие немцы нами править не будут - они же Рюриковичам прямая родня!

Ну и развитие сюжета с Гостомыслом в Иоакимовской летописи все таки. Для чего? Все просто. Иван VI как и Рюрик в Иоакимовской летописи - дальний потомок правящей династии по женской линии. Анна Леопольдовна дочь Карла Леопольда, герцога Мекленбург-Шверинского, и царевны Екатерины Иоанновны - которая как раз дочь одного из прежних Русских царей - Ивана V. Кстати именно Петр I устроил ее брак с Карлом Леопольдом.

Схожесть родословных не может не навести на мысль, что как и в случае с Мекленбургскими генеалогиями, которые достали на свет божий в связи с текущей ситуацией, пригодился и сюжет Иоакимоской летописи (если такая вообще существовала и Татищев сам не выдумал этот сюжет), где на русский престол сажают дальнего потомка одного из предыдущих правителей по женской линии.

Правда Иван VI так и не стал русским императором. Случился переворот и к власти пришла Елизавета Петровна. Но сюжет все равно пригодился. Наследников у нее опять таки не было и после нее династия Романовых все равно онемечивается. О том насколько ко временам уже чистокровной немки - Екатерины II (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская) важен стал этот сюжет я писал еще одну статью.

Ну и учитывая то, что все ранние дошедшие до нас списки Повести временных лет и Новгородской первой летописи ни о каком Гостомысле не упоминают и тем более там такие сюжеты попросту отсутствуют как явление, вполне очевидно, что это более позднее творчество.

Как имя Гостомысл вообще попало в русские летописи? По мнению историка В. Н. Овчарёва имя Гостомысла проникло в русские летописи как раз из Мекленбургских генеалогий. В 1629 г. Иоганн Хемниц опубликовал генеалогию мекленбургских герцогов, в которой выводит линию Рюриковичей от ободритского князя Годлейба. В этом же источнике присутствует и Гостомысл (Gozomuzolo), сын Чедрага. Сам Хемниц ссылается на несохранившийся манускрипт из Шверина, датированный 1418 г. Не вызывает сомнения, что шверинский составитель пользовался русскими летописями. А основанием для связи Рюриковичей и Белунгов стало то, что начиная с Адама Бременского и тех и других выводили из вандалов. Информация из Шверинского манускрипта вполне могла попасть в Родословец Новгородской первой летописи на фоне укрепления культурных контактов Новгорода и Ганзы. При этом новгородский составитель принял имя Гостомысла за нарицательное в духе легенды о призвании варягов: Гостомысл - потому, что "гостей намыслил".

Вот такие вот фокусы с попытками переписывания истории.

Читайте также мою статью о том, можно ли вообще верить русским летописям?