Найти в Дзене
КиноСубъектив

Что не так с русским фэнтези?

Оглавление

С одной стороны, жанр фэнтези в России умер. С другой - не рождался вовсе. Из советской классики нам вспоминаются "Морозко", "Чародеи", "Золушка". Но иначе как сказкой эти фильмы не назовёшь. Зато на постсоветском пространстве с внедрением западных тенденций стало модным "воровать" сюжеты у Голливуда. Ведь и потенциал у наших есть. Но что мешает русским снимать хорошее фэнтези? Попробуем разобраться на примере нескольких работ.

"Книга мастеров"

Это всеми забытое творение, спонсируемое Диснеем, вышло в далёком 2009 году. Это уже не сказка. Скорее, бред поэта Бездомного. Данный фильм убил всю сказку и заложил тенденцию перекладывать фольклор на новый лад. Оставляем древнюю Русь с тридевятым государством, но суём в нее путеводный GPS-клубок и прочую современную ересь. Очень кстати. Ну и приключенческий сюжет строим по принципу колобка: наш герой двигается от персонажа к персонажу, только вместо зайца с медведем у нас тридцать четвертый богатырь и Кощей в экзистенциальном кризисе, а вместе с этим - отсутствие целостности сюжета. Какие-то скетчи из жизни дурака Ивана. Да и новоиспеченные истории старых героев больше напоминают плохую пародию на "Догму" Кевина Смита, чем русскую сказку. Одно слово - халтура! Ни одного сильного места. Только если костюмы.

Трилогия "Последний богатырь"

-2

Очень неоднозначная "франшиза". Проходная первая часть, достойная вторая и провальная третья. На удивление, у всех трёх фильмов есть сильная сторона - это вполне логичные сюжетные повороты. Даже удивляющие. Но теперь к промахам!

Да простит меня зритель, но главный косяк - это Бурунов в роли водяного. Создатели даже в детской сказке умудрились сделать его грязным и отвратительным Володей Яковлевым из "Полицейского с Рублёвки". Смотреть на это невозможно и омерзительно.

Ко второй части у меня нет значительных претензий. Зато третья часть - это одна огромная низкобюджетная и второсортная претензия. Качество графики может позавидовать картинке видеоигр из первой половины нулевых. Сценарий писался по принципу стэма: на каждый заход должен быть гэг. Только такого рода юмор уже давно даже в КВН не допускают. Высмеивать почту России, сделав из сотрудников болотных кикимор - это уже не смешно и низко. Киркоров, сыгравший жар-птицу.. Причем его лицо очень криво наложили на CGI-анимацию. Добила сцена, как из него вылезало яйцо. Когда будет рассказывать своим детям, откуда они взялись, пусть покажет им себя в этом фильме.

И это лишь меньшая часть, до чего можно докопаться.

"Конёк-Горбунок"

-3

И опять же, это не фэнтези! Но мы сделаем исключение и воткнём его сюда как...неплохой пример. Здесь претензия, как и в прошлых работах, к тупому и неуместному юмору. Абсолютно нелогично вставлять трек Little Big в русскую сказку. Причем даже не "полюшко-поле" в их драм'н'бэйс вариации, а именно "skibidi", чтоб дети схавали продукт, не жуя. В остальном, это действительно хорошая экранизация сказки Ершова. Пусть и сценарий переписан на прозаичный манер. В остальном - пересказ первоисточника досканальный, пусть и не без отсебятины. Посмотреть с детьми можно. Там озабоченного водяного точно нет.

"Этерна: часть первая"

-4

Этот пилотный выпуск полномасштабного сериала уже все окрестили русской пародией на "Игру престолов", с чем смею не согласиться. Жанр исторического фэнтези отчасти очень скудный на оригинальность. Большая часть сюжетов строится на вражде семей или королевств, от этого трудно убежать, если ты пишешь целую эпопею. "Дюна" Герберта имеет схожую фабулу. Будь дело не в космосе, а на земле, то и здесь можно было бы высказаться о плагиате. Но "Отблески Этерны" Веры Камши - произведение оригинальное в отличие от условной "Тани Гроттер", слизанной с "Гарри Поттера". Поэтому исторические фэнтези строится не на поверхностей конве, а на деталях.

Откинем предрассудки. Главная проблема фильма - игра актёров. Попытки произносить фразы, как их проговаривают актёры дубляжа, озвучивающие американское фэнтези, губят всю атмосферу. Излишний пафос в каждой реплике убивает фильм. Особенно это наблюдается у менее профессиональных актёров. Из проекта может вырасти что-то значимое, есть в нем какой-то потенциал. Только смотреть на недотеатральную игру становится тошно уже на пятой минуте фильма. Юрий Чурсин, Сергей Горошко, Сергей Гилёв - глоток свежего воздуха на равне с другими.

"Он - дракон"

-5

Самый адекватный фильм из нашей подборки. Несмотря на тривиальность фабулы, от фильма не веет вторичностью и плагиатом. Есть определенная схожесть с "Аленьким цветочком", но в то же время это абсолютно другая история. Это кино больше понравится юным девочкам, поскольку написано оно в жанре романтического фэнтези. Огромный плюс - это картинка. Шикарные русские народные костюмы, все выполнено в одной цветовой гамме, переплетающей в себе общий славянский стиль с лёгкими нордическими мотивами. За общий план красоты кадра спасибо оператору и цветокорректору. Компьютерная графика здесь на высшем уровне. То, насколько шикарно изображен дракон, его движения... Все это далеко от "пластилиновых" спецэффектов других киноделов. Неудивительно, ведь фильм продюссировал Тимур Бекмамбетов. И пусть он имеет сомнительную репутацию, во многие фильмы он вкладывает капитальные денежные ресурсы.

Но у фильма есть два незначительных косяка. Первый кроется в названии и самом термине "дракон", который чужд для русского фольклора. Будь он не Горынычем, так хотя бы просто Змеем, может, и могло выглядеть органично. Второй косяк - Матвей Лыков. Парень в актерское мастерство ни в зуб ногой. На фоне своей коллеги по кадру Марии Поезжаевой, Лыков выглядит крайне скованно. Каждая фраза даётся ему с трудом. Он пытается не говорить, а чеканить каждое слово, будто стихи Маяковского. Поезжаева же говорит более расслабленно, чувствуя уверенность своего нахождения в кадре. В любом случае, это лучше, чем бубнящий себе под нос слова Данила Козловский. Так или иначе, это лучшая альтернатива всему подобному, что снималось в России.

Делаем выводы. Проблема русского фэнтези заключается в попытке усовершенствовать архаичные сюжеты, переписав истории на новый лад, тем самым делая только хуже. Нужно не менять, а уплотнять уже имеющееся. Да и юмор только добивает ситуацию. Не меньшая проблема - излишний театральный пафос. Надеюсь, рано или поздно, наши киноделы додумаются провести работу над ошибками и снять достойный фильм в данном жанре с наименьшими количеством незначительных погрешностей.