Большая в Гамельне тревога.
Крыс развелось там страсть как много.
Уже в домах не счесть утрат.
Перепугался магистрат…
Кто из нас в детстве не читал сказку «Флейтист из Гамельна»? Пожалуй, печальную историю гибели детей, которые последовали вслед за манящей мелодией флейтиста-крысолова, слышал каждый из нас, но, не каждому известно, что в основе этой легенды, лежат реальные события. Итак, сегодня я предлагаю выяснить, что же в этой сказке быль, а что небыль...
…вдруг волшебник — плут отпетый —
Явился, в пёстрый плащ одетый,
На дивной дудке марш сыграл
И прямо в Везер крыс согнал...
...И в тот же миг на звуки эти
Из всех домов сбежались дети,
И незнакомец всех гурьбой
Повёл их в Везер за собой…
С тех пор, как, согласно легенде, произошли описываемы события, прошло не менее 750 лет. Но, несмотря на столь почтенный срок еще и сегодня многое в землях Нижней Саксонии напоминает о жестокой мести Крысолова местным властям Гамельна.
Местной достопримечательностью является «дом Крысолова», на на «Бесшумной улице» и сегодня запрещено играть на любом музыкальном инструменте.
На городских часах, несколько раз в день оживают и флейтист, и дети, и крысы, и, собственно, горожане. Деревянные фигурки движутся по кругу, будто символизируя смену времен, и тем не менее остаются на прежнем месте, день за днем разыгрывая сцену из старинного предания, напоминая каждому о трагедии, разыгравшейся более семи веков назад.
Не стоит забывать, что в давние времена, крысы были поистине стихийным бедствием, переносчиками бубонной чумы, причиной, по которой вымирали целые селения. Борьба с этими вредителями было дело непростым, а профессия крысолова в средневековье пользовалась немалым почетом.
Уже из всего этого можно сделать вывод, что «быль» все же присутствует в детской сказке, а, значит и сама сказка, не такая уж и детская.
Бесспорно, не стоит в буквальном смысле понимать слова легенды. Весьма маловероятно, что кому бы то ни было под силу лишь звуками флейты заманить сотню детей в везерские омуты. Однако, следует понимать, что было нечто, за чем дети последовали сами, и, возможно, весьма охотно.
Первое официальное упоминание о флейтисте-крысолове датировано 1284 годом. Об этом событии говорится в гамельнской летописи:
«В день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёстрые покровы флейтист вывел из города сто и тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали»
Именно эту короткую заметку и считают тем зерном, из которого и проросла легенда. Но, обратите внимание: ни слова о флейте или ином волшебстве.
Что же случилось с детьми потом? Ведь именно тут, «быль» и «небыль» расходятся. В летописи ни слова о реке, более того, согласно хроники, процессия двинулась в противоположном от реки направлении.
Также следует упомянуть, что вплоть до XVI века, в передаваемой из поколения в поколение легенде, говорилось еще о двух мальчиках, которым чудом удалось вернуться в родной город. Согласно этой версии, мальчики, следуя за процессией так устали, что значительно отстали от своих друзей, однако успели увидеть позже поведать горожанам следующее:
«…в склоне открылись ворота —
Своды глубокого тёмного грота.
И вслед за флейтистом в открывшийся вход
С пляской ушёл шаловливый народ.
Только последние скрылись в пещере,
Плотно сомкнулись гранитные двери».
За то, что они раскрыли тайну пропавших детей, один из них в тот же миг ослеп, а другой лишился речи. Это, уж наверняка, из области «небыль»...
Однако, пытаясь понять, что же произошло в тот далекий день ученые приняли за «быль» факт, что дети не утонули.
Попытки разобраться в этой загадке выдвигали разные предположения. Одни утверждали, что то были вовсе не дети, а юноши-воины, которые пали в битве с войсками епископа Минденского. Однако, обернувшись к датам, эта теория отвергается, т.к. битва произошло 25-ю годами раньше исследуемых событий, да и количество погибших составляло 30, а не 130 человек.
Иные предполагают, что легенда описывает гибель участников «крестового похода детей», но и тут нестыковка. Крестовый поход состоялся в 1212 году.
Высказывали теорию, что дети пали жертвами чумы, однако сведений, что в 1284 году в тех местах свирепствовало это заболевание таки и не обнаружилось.
Вспомнили и о том, что именно в те времена Европу охватила странная эпидемия, под названием хореомания, или, как ее называли танцевальная эпидемия. Сотни и тысячи людей были одержимы пляской. Ряды танцующих постоянно пополнялись. Толпы, одержимые пляской святого Витта двигались от города в город, танцуя сутками напролет, пока не падали в изнеможении и не засыпали на месте, чтобы проснувшись, вернуться к нормальной жизни. Но, описано и немало случаев, когда люди погибали от этого странного, до сих пор неразгаданного недуга.
Некоторые искали объяснение древней легенды в витраже, который по распоряжению местного бургомистра был установлен в церкви Маркиткархи в конце XVI века. Сам витраж не сохранился до наших дней, но существует достаточно подробное его описание, которое гласит, что изображены были не малые дети, а подростки, которые последовали за вербовщиком, чтобы переселиться в чужие земли. Доподлинно не известно, что произошло с переселенцами. По одной из версий все они погибли во время морского путешествие, а другая гласит, что они добрались до Востока, где и обосновались.
Однако, все это лишь предположения, по сути, такие же легенды, как и сама легенда (простите за тавтологию).
И только в 1961 году немецкий ученый Вальтраут Веллер приняла решение, что пришел момент, чтобы найти ответы на вопросы, которые не дают покоя на протяжении 750 лет. Она решила начать с того, что нужно понять, где же именно произошла трагедия? Но, как это сделать? Ведь даже сам ландшафт изменился: реки пересохли, сменили русла, сгладились холмы, застроены равнины. И она приняла решение полагаться на исторические свидетельства. История есть история и она неизменна.
Вальтраут Веллер обратила внимание, что в первых вариантах предания и в приведенной выше городской летописи нет никакого упоминания о крысах: повествуется лишь о детях, которые бесследно исчезли в гористой местности Коппен. Именно это место и старались отыскать, даже приняли за него одну из возвышенностей у ворот Гамельна. Однако, там не было обнаружено ни пещер, ни каких-либо естественных капканов, которые могли нести опасность для пропавших детей. В тот момент никто не подумал о том, что разгадку следует искать совсем в другом месте.
Ошибка состояла в том, что Коппен пытались отыскать рядом с городскими стенами. Вспомнив о рассказе двух вернувшихся мальчиков, Вальтраут Веллер решила оттолкнуться от того факта, что мальчики сильно устали, следовательно, они проделали долгий путь.
Тогда начали искать местность, которая допускала бы возможность трагедии, подобной той, что произошла с детьми много веков назад и при этом ее название хоть отдаленно напоминало бы название Коппен. И такое место было найдено в 15 км от Гамельна.
Чертова дыра - именно так местные жители называли мрачную болотистую котловину, расположенную среди скал. Проникнуть туда можно лишь через узкое ущелье. Со всех сторон она окружена отвесными скалами, а дно усеяно каменными глыбами, стволами упавших деревьев. Болотистая почва, на которую не ступает ни нога человека, ни лапа животного покрыта густой травой. Даже сегодня это место наводит ужас, а 750 лет назад оно и вовсе было гиблым и для детей более, чем опасным.
Самым любопытным оказалось то, что близлежащий поселок, именуемый Коппербрюгге в прежние времена назывался Коппенбург, от названия выстроенного там замка. По сей день, среди местных жителей бытует легенда, что в Чертовой дыре, много веков назад, погибло много людей.
На этом была поставлена точка в поиске места трагедии, но оставался вопрос: что заставило детей уйти так далеко от города и отчего они погибли?
Сегодня, спустя семь веков дать достоверный ответ на этот вопрос весьма не просто. И тем не менее существует версия, которая кажется весьма правдоподобной.
С древних времен, на вершинах год, что расположены вокруг Чертовой дыры, во время праздника летнего солнцестояния зажигали огни. Молодежь со всех окрестностей стекалась сюда, дабы принять участие в празднике. 26 июля 1284 года молодежь и дети из Гамельна отправились на прогулку. Вероятно, впереди них шел трубач (или флейтист) в желто-красном костюме. Почему бы и нет? Праздник ведь...
«Высоко голову он нёс.
Был светел цвет его волос,
А щёки выдубил загар.
Не молод, но ещё не стар,
Он был стройней рапиры гибкой.
Играла на губах улыбка,
А синих глаз лукавый взор
Подчас как бритва был остёр…»
Процессия, покинув городские стены миновала гору Кальвариенберг, которая упоминается и в предании, и в летописи и отправилась на восток.
К тому моменту, как уставшие в дороге дети добрались до места проведения праздничных гуляний, было уже темно. Наиболее вероятно, что в темноте они угодили в трясину. Высказываются предположения, что размер катастрофы усугубил произошедший оползень. Наиболее уставшие и отставшие от своих друзей увидев трагедию, таким образом сумели спастись и поведать о случившейся трагедии горожанам.
Страшно представить, как более 100 детей, радостные и ждущие праздника уходили в черную топь болота, а над их головами то тут, то там зажигались манящие праздничные огни... Бесспорно, случилась самая настоящая трагедия, и она не могла не откликнуться в сердцах современников и не сохраниться в памяти потомков.
Вальтраут Веллер полагает, что существует техническая возможность проверить эту легенду. Состав почвы таков,что останки погибших в Чертовой дыре детей должны были мумифицироваться. Будет это когда нибудь сделано или нет - время покажет.
Остается последний вопрос, на который пока мы не дали ответа: Откуда в этой истории появились крысы? Оказалось, что они и есть та часть «небыли», которая добавилась к легенде лишь несколько веков, после произошедшей трагедии.
Богатый Гамельн вызывал зависть жителей более бедных соседних городков, и они, желая досадить гамельнскому совету к старинному преданию добавили историю о флейтисте и жадности жителей Гамельна. Таким образом сохранив в веках мнение, что ради денег они и собственных детей не пожалели.
Передаваясь из уст в уста, странствуя от деревни к деревне, от города к городу, от страны к стране, повсюду и повсеместно песнь о злодее - крысолове призывала:
«Всем эту быль запомнить надо,
Чтоб уберечь детей от яда.
Людская жадность — вот он, яд,
Сгубивший гамельнских ребят…»
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.