Прошлое мне кажется интереснее настоящего.
В СССР при проверке работы столовых был очень популярен экспресс-метод "обнаружения следов жира" с помощью хлопчатобумажных полосок, смоченных эфиром и укреплённых на основании корковой пробки. Этими полосками протирали поверхность тарелки, далее высушивали их на воздухе и окрашивали 0,01% раствором метиленового синего.
При наличии жира на полоске оставалось круглое некрашеное пятно, имеющее форму основания пробки. А при отсутствии жира полоска окрашивалась в синий цвет равномерно.
В 1962-м году впервые была опубликована повесть братьев Стругацких "Попытка к бегству". И в том же году тёзка одного из авторов, советский гигиенист со смешной фамилией Кощеев, Аркадий Константинович, который сформировал коллектив кафедры гигиены питания Пермского медицинского института, предложил простой и наглядный способ для быстрого определения степени чистоты столовой посуды с помощью порошка активированного угля. Энтузиасты восстановили "рецепт", опробовали его на кухнях современных ресторанов и эмпирическим путём установили, что метод по-прежнему работает.
Для проверки надо купить в аптеке обыкновенные таблетки обыкновенного активированного угля и измельчить их. Полученный угольный порошок набираем в маленькую резиновую грушу и распыляем по поверхности высушенной тарелки (предполагаемо чистой).
Тарелку надо держать вертикально.
С действительно хорошо вымытых тарелок порошок сдувается полностью той же грушей или снимается мягкими ватными дисками. А вот с плохо вымытых тарелок порошок удаляется не полностью. Чем больше на тарлках "невидимых" остатков пищи, тем больше следов остаточного жира и, следовательно, тем больше остаётся порошка и/или интенсивнее окрас тарелок.
Константин Кривошонок, это главный санитарный врач Федерации рестораторов и отельерв России, а также руководитель управления санитарного надзора ФРиО, рекомендует менеджерам брать на проверку не менее 10 тарелок, а результаты вносить в чек-лист: "Из проверенных 10 тарелок грубые остатки пищи обнаружены на ___ штук тарелок".
Доводилось читать, что использовался для этой же цели другой метод, каких-то Брукса и Фенеля. Принцип примерно тот же, только рецепт порошка сложнее: 7 частей сажи, 2 части графита, 1 часть акациевой камеди. В последнем слове ударение на "е" - пояснение для пьющих замечательное кофе капучино с корицей погорячее, которым привычнее слово "кАмеди".
Порошок распылялся на поверхности тарелки, а затем удалялся мягкой кисточкой. К плохо вымытой тарелке состав прилипал достаточно прочно, окрашивая жирные участки в чёрный цвет.
Я как это прочитал - сразу подумал: а не этим ли объясняется мода на тарелки какого угодно цвета, кроме белого, а также - на тарелки как бы заранее "грязного" вида?
Например, такие:
Или такие:
Если даже на белых тарелках есть "невидимые" остатки пищи, то на таких и вовсе ничего не разглядишь - и так всё в крапинку.
Сейчас ведь среди приматов считается как бы фу использовать классический белый цвет. Они принимают благородное за скучное. Приматам хочется чего-нибудь весёленького; в результате - в ресторанах даже "белые" тарелки примерно такие:
На такой тарелке даже капля demi-glace может остаться, никто и не заметит, подумают, что это дизайн, что это красота.
Один мой гость как-то выразил предположение, что скоро станет модным есть вовсе без тарелок, вместо них будут рәхәтләнеп давать кусок камня, как в пещерные времена.
А если в ресторане, помимо таких тарелок, ещё и освещение модное, когда лампочки еле работают, собственные руки не видишь, тогда и вовсе можно упразднить мойку тарелок, всё одно никто ничего не увидит.
А зато экономия такая, что можно нанять дополнительного менеджера, тогда сериалы будут смотреться вдвое быстрее.