Режиссер Пауль Верхувен прославился в Голливуде, но уже давно работает снова в Европе. Его новый фильм “Бенедетта” французско-нидерландского производства. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале. А Минкульт России не выдал прокатного удостоверения для этой картины.
Хотя тут речь не о нашей ветви христианства, но вообще к любым насмешкам над религией в РФ относятся настороженно. Кстати, я не уверен, что “Бенедетту” можно было бы снять в США, где тоже вопросы веры довольно аккуратно надо затрагивать. А в Старом Свете - пожалуйста. То есть ислама не касаемся, негров и сексуальные меньшинства не вздумай обидеть. Вот и остается христианство. Оно и не такое выносило.
Откровенного богохульства тут нет, ведь автор не встает ни на чью сторону. Просто показывает достаточно пикантные отношения между монахинями. Бенедетта молода и красива. Она полна сил. Ее либидо требует какого-то выхода. Но есть и далеко идущие последствия. Предлагаю самим догадаться, в качестве чего используется небольшая статуэтка девы Марии.
Но поначалу плотские желание Бенедетты сублимируются в духовные порывы. Она мнит себя подлинной невестой Христовой. В религиозном экстазе она наносит себе стигматы. В основе сюжета лежат подлинные события. Бенедетта жила в XVII веке. И в целом факты ее биографии изложены верно. Она стала аббатиссой, но была снята с должности за излишне близкие отношения с другой монашкой.
Фрейдизма в фильме хватает. Хотелось бы каких-то еще смыслов. Я не сказал бы, что здесь есть какой-то заметный художественный шаг вперед по сравнению с “Монахиней” Дени Дидро. Конечно, актрисы красивы, а без одеяний - так просто прекрасны. Но это для другого жанра.