В 50-60 годы 19 века у речки Бураты начинает действовать ярмарка, ставшая впоследствии известной даже в Монголии и Китае. Поводом к началу торговли на этой местности послужили религиозные переходы джунгарских дербетов, которые в сопровождении монгольского войска ежегодно отправлялись для осуществления обрядов в верховья Катуни, в урочище Байхач, где находилось больше священное дерево. Постепенно к дербетам присоединяются пограничные жители пикетов Тархаты и Джидар. Сначала они торговали только с двоеданцами, но затем вступают в непосредственный контакт с русскими купцами на ярмарке.
В местечке Бураты в то время проходило три ярмарки.
Первая – в начале июня под названием «Черю кельди» (Войско пришло), получившее такое наименование, наверное, оттого, что торговля здесь начиналась с приходом монгольского войска.
В августе проводилась вторая ярмарка под названием «Калан» (продажа в долг). Этот вид торговли был исключительно кредитным.
Третья по счету ярмарка «Шаланг» (рождественская) проходила в декабре. Основным предметом торговли русских купцов на Чуе была юфтевая кожа, которая выделывалась на кожевенных заводах в Томске, Барнауле, Бийске и Уймоне. Закупали они в основном сурковые и другие шкурки.
Русские на ярмарке ставили белые палатки, монголы – сини. Если раньше посредниками русских купцов были двоеданцы-теленгиты, как об этом сказано выше, то теперь ими, главным образом, являлись монгольские солдаты и офицеры, которые развозили купленные товары по всей Западной Монголии.
Солдаты и офицеры постепенно вытесняются монгольскими и китайскими купцами. Центром торговли на длительное время становится местечко Чаган-Узун (у горы Красной) и урочище Кош-Агач, где также часто проводятся ярмарки. Вот как описывает одну из них горный инженер Г. Басов, сопровождавший томского губернатора Лерхе в его поездке по Горному Алтаю в 1864 году:
«Торговля здесь исключительно меновая, кредитные наши билеты не имеют никакой цены, серебро и золото наше отчасти принимаются. Сюда съезжаются монгольские купцы и немного китайских. От инородцев принимаются сурковые шкурки, рогатый скот, а сама же мена происходит с их стороны на железные и чугунные вещи, на юфтовый, шерстяной и бумажные товары и другие мелочи (ирбитские ящики, табакерки с музыкой, маральи рога и т. п.) Инородцев было человек 150. Ярмарка начинается 25 июня и продолжается 7 дней»
Торговля в то время осуществлялась двумя путями.
Один из них проходил от Бийска в направлении сел Алтайск – Черга – Шебалино – Онгудай – переправа Кор-Кечу – Сальдярский перевал со спуском по долинам рек Черная Иня к Чуе и шел по ее правому берегу до Кош-Агача.
Второй путь шел от Бийска на Телецкое озеро, откуда по долинам рек Челушмана, Башкауса и Тобожока выходил опять к Чуе и соединялся здесь с первым направлением, которое постепенно стало главным путем русско-монгольской торговли на этом участке.
Первыми русскими торговцами, перешедшими в 1870 году монгольскую границу, были бийские купцы Гилев, Смирнов, Котельников и Бодунов. Они же первыми перешли границу Китая, и в городах Кобдо, Улясута открыли торговые лавки. Правда, Гилев и Смирнов еще в 1864 году по разрешению томского губернатора побывали в г. Кобдо. Но тогда их миссия заключалась только в том, чтобы договориться с пограничным начальством относительно открытия торговли и ее условиях. Теперь же они приехали сюда со своими товарами как купцы.
Несмотря на отдаленность, торговля была выгодной и перспективной. Это заставляло русских купцов все дальше проникать во внутренние районы Китая. В 185 году Котельников ос своей бригадой впервые идет за пределы Великой Китайской стены, и в городах Суджоу, Гань-Жу, Лань-Джу-фру открывает торговлю. К 1902 году в г. Кобдо уже действовало 4 русских торговых фирмы, в г. Улясуте – две и в других местах – более двадцати фирм. Следовательно, русский торговый капитал, проникнув в Горный Алтай, идет дальше и к началу 20 века уже прочно закрепляется в Монголии и Китае. Исключительно важную роль в этом движении русской торговли сыграл Чуйский торговый путь.
Чуйский тракт. Д. И. Табаев, 1975 г.
Начало читайте здесь:
Путешествия продолжаются.. Ольга Шадрина. Фото автора