2,6K подписчиков

Лучшие релизы в истории Ninja Tune

Великобритания всегда славилась своей андеграунд-сценой. Эта страна «породила» несколько культовых лейблов: Rough Trade, XL Recordings, Warp, 4AD и многие другие. Особняком среди них стоит Ninja Tune, основанный в начале 1990-х Мэттом Блэком и Джоном Мором в качестве альтернативы гигантам звукозаписывающей индустрии. Креативность, творческая свобода и разнообразие жанров — вот главные особенности, которые до сих пор отличают Ninja Tune от большинства лейблов.

Великобритания всегда славилась своей андеграунд-сценой. Эта страна  «породила» несколько культовых лейблов: Rough Trade, XL Recordings,  Warp, 4AD и многие другие.

За 30 лет с лишним лет на лейбле успели поработать The Cinematic Orchestra, Bonobo, Daedelus, Kelis, Kid Koala, 9 Lazy 9, DJ Vadim и десятки других музыкантов. Сегодня KARMA рассказывает о лучших релизах, выпущенных на Ninja Tune.

Первая компиляция Ninja Tune вышла в марте 1995-го и сыграла большую роль в дальнейшем развитии лейбла. Как понятно из названия, релиз был наполнен стилевыми экспериментами и необычным для того времени звучанием. Фанк, ню-джаз, хип-хоп, трип-хоп, брейкбит — вот лишь часть музыкальных жанров, которые можно услышать на Funkjazztical Tricknology.

В записи приняли участие DJ Food, 9 Lazy 9, The Herbaliser, Coldcut, London Funk Allstars, Funki Porcini и другие артисты. Используя необычные источники для сэмплинга и оригинальный подход к смешению стилей, они создали один из лучших релизов в истории лейбла.

Funki Porcini (настоящее имя — Джеймс Брэддел) пришел на Ninja Tune в 1994-м. До этого он десять лет жил в Италии и писал музыку для фильмов и телепередач. Свой первый альбом на лейбле Porcini выпустил в 1996-м, и он, без преувеличения, до сих пор остается лучшим в карьере артиста. Love, Pussycat & Carwrecks — это трип-хоп с примесью эмбиента, электроники, глитча, драм-энд-бейса, фанка и атмосферных импровизаций на саксофоне. Брэддел экспериментирует с ритмикой (часто даже в рамках одной песни), используя множество сэмплированных лупов.

Porcini умело играет эмоциями: композиции на пластинке расставлены так, чтобы их настроение постоянно менялось. Он то усыпляет неторопливыми ударными с повторяющимися звуками синтезатора, то резко заставляет взбодриться, переворачивая все с ног на голову. Стилистику Love, Pussycat & Carwrecks можно сравнить с художественным коллажем. Множество звуков создают здесь единую палитру, от прослушивания которой трудно оторваться.

Последний на данный момент альбом шотландского хип-хоп трио Young Fathers. Cocoa Sugar вышел в 2018-м и укрепил артистов в статусе одного из самых необычных проектов современной европейской сцены.

Пластинка Young Fathers свободна от каких-либо жанровых границ. Большинство треков созданы на стыке рэпа, электроники и поп-музыки. Местами встречается битбокс («Border Girl»), практически в каждой песне есть яркий вокал и много атмосферных бэков, напоминающих госпел. Cocoa Sugar это одновременно громкий, злой, мелодичный, танцевальный и лиричный альбом, который прекрасно вписывается в изначальную концепцию Ninja Tune. Прежде всего — творческая свобода, а уже потом коммерческие интересы.

У Bonobo много прекрасных альбомов, но Black Sands всегда будет выделяться. Четвертый студийный релиз Саймона Грина (настоящее имя артиста) вышел в 2010-м и ознаменовал значительные изменения в его звучании. На Black Sands Bonobo по большей части отошел от сэмплирования и сконцентрировался на живых инструментах и синтезаторах. Практически все, что вы услышите на пластинке, — дело рук самого музыканта. Он создал свой шедевр при минимальном участии приглашенных артистов.

На Black Sands Грин наконец-то освоил мастерство создавать разносторонние песни, сохраняя при этом общую атмосферу. Иногда его музыка таинственна, иногда жизнерадостна, а иногда меланхолична. Но эти трансформации играют релизу на руку и абсолютно не нарушают его целостности.

До создания собственного лейбла Джон Мор и Мэтт Блэк были известны как дуэт диджеев Coldcut. Работая с крупными звукозаписывающими компаниями в конце 1980-х, они прочувствовали все недостатки такого сотрудничества и в 1990-м решили вернуться в андеграунд. Четвертый альбом Coldcut Let Us Play! стал первым релизом артистов на Ninja Tune.

Пластинка получилась динамичной, разнообразной и легкой для прослушивания. Смесь трип-хопа, даунтемпо и электроники была создана методом cut-n-paste (метод нарезок). Его суть — в сэмплировании коротких отрывков из самых разных источников, которые создают единое произведение (что-то похожее на стиль Funki Porcini). Музыкальные критики сравнивали этот подход с литературными работами Уильяма Берроуза. Он часто нарушал привычную структуру предложений и менял словосочетания местами, чтобы найти в них скрытые смыслы. Можно сказать, что для Coldcut идея спонтанного сэмплирования сработала. Let Us Play! занял 33 место в списке главного британского чарта UK Top 40, что стало огромным успехом для независимого релиза.

Одна из важнейших групп в истории Ninja Tune. В сентябре 1999-го The Cinematic Orchestra выпустили на лейбле дебютный альбом Motion. Идея лидера и основателя коллектива Джейсона Свинско обрела жизнь, когда он представил музыкантам-инструменталистам «скелет» треков из сэмплов и лупов, вдохновлявших его в то время. Барабанщики, саксофонисты, гитаристы, клавишники и другие мастера своего дела добавили композициям Свинско новых красок. У них получился шедевр на стыке электроники, даунтемпо, трип-хопа и ню-джаза.

В альбоме всего 6 композиций, но некоторые из них длятся по 9-15 минут. Все они обладают неповторимой атмосферой и насыщены множеством импровизаций. Motion — это ассоциативная музыка, которая запросто могла бы стать саундтреком к голливудскому фильму 1980-х.

В 1994-м дуэт 9 Lazy 9 выпустил на Ninja Tune сразу два альбома. Каждый из них мог бы занять место в нашем списке, но все-таки дебютная пластинка Paradise Blown немного опережает Electric Lazyland. Смесь фанковых сэмплов, брейкбита, даунтемпо и джазовых клавишных подходит и чтобы потанцевать («Shak», «Turn Me Loose», «Brothers Of the Red»), и чтобы расслабиться («Edit», «Spoonful of Slow», «It’s Late» и другие). Прекрасный релиз из середины 1990-х — времен, когда пиратские радиостанции, андеграундные журналы и самопальные сборники фанатов помогали Ninja Tune и другим инди-лейблам становиться широко известными.

В 1999-м дебютная пластинка Roots Manuva стала настоящей сенсацией на британской хип-хоп сцене. Многие критики и меломаны до сих пор считают Brand New Second Hand первым знаковым релизом UK-рэпа. Сознательная лирика лондонского МС не имела ничего общего с привычным бахвальством и рассказами о красивой жизни американских коллег. Roots Manuva читал о том, что нужно противостоять материальным искушениям и разного рода зависимостям, сохранять веру в лучшее и развивать душевные качества. Но делал это не как надоедливый моралист, а как человек, который через многое прошел сам. Искренность, новизна звучания (ямайские корни артиста проявились во многих треках) и оригинальная подача сделали Roots Manuva главной звездой британского хип-хопа начала 2000-х.

Отметим, что Brand New Second Hand вышел на лейбле Big Dada. Мэтт Блэк, Джон Мор и хип-хоп журналист Уилл Эшон основали эту дочернюю компанию в 1997-м как специализирующееся на хип-хопе подразделение Ninja Tune.

Седьмая пластинка британского продюсера вышла совсем недавно и была признана многими профильными изданиями одной из лучших записей 2020-го. Pitchfork, Future Music, Bandcamp и многие другие хвалили Actress за то, что ему удалось создать чувственную электронную музыку с узнаваемым, но усовершенствованным звучанием. Гипнотические мелодии с неброскими ударными и споукен-вордом погружают в почти театральную обстановку и заставляют воспринимать альбом как настоящее представление. Между прочим, сам Actress после выхода пластинки заявил, что хотел «создать романтическую трагедию, действия которой происходят посередине между подземным миром и небесами». Можно с полной уверенностью сказать, что ему это удалось.

Supermodified один из немногих релизов в нашем рейтинге, записанных не британскими артистами. Бразильский продюсер выпустил на Ninja Tune много альбомов под разными псевдонимами, но его четвертая студийная работа, вышедшая в мае 2000-го, стоит среди них особняком. Если предыдущие пластинки Amon Tobin были «не для всех» из-за своего экспериментального (иногда даже чересчур) звучания, то на Supermodified он наконец нашел баланс и порадовал слушателей прекрасным сочетанием электроники, IDM, брейкбита, драм-н-бейса и других жанров.

Выделить лучшие треки довольно сложно, альбом хорош целиком. Если любите динамичную музыку с напряженной атмосферой, вам понравятся «Golfer versus Boxer» и «Precursor». Если ищете спокойствия и задумчивости, включайте «Slowly» и «Natureland». Несмотря на свою разношерстность, работа слушается на одном дыхании и является одной из лучших за все время существования Ninja Tune.