Стоило ли оно того? По какой методике обучались? Как попасть в экспериментальный лицей? Можно ли добиться высоких результатов без денег? Трудно ли подростку адаптироваться во взрослом коллективе? Об этом, и многом другом, я спросила у Юрия Тарасова - отца мальчика, закончившего школу в 13 лет с золотой медалью.
Богдан Тарасов учился в техническом лицее имени Алексеевой, город Якутск. Этот лицей применяет в обучении уникальную методику, которая позволяет подросткам рано заканчивать школу и поступать в ВУЗы на бюджетные места. Многие считают, что в лицее проводится жесткий отбор, и туда поступают только самые одаренные дети или дети богатых родителей. Однако, вот что об этом говорит Юрий:
Да, все дети при поступлении проходят собеседование. Раньше каждого лично принимала Нина Афанасьевна, оценивала потенциал и прикидывала примерную траекторию развития, а также иногда и направление, в котором видит будущее ребенка. Но это не для всех верно, думаю, у кого-то это можно проследить явно, у кого-то пока скрыто.
Из вступительных испытаний могу припомнить тесты на чтение, счет и логику у Богдана.
Сейчас Нина Афанасьевна часто стала болеть, возможно, прием детей и собеседование проводят другие педагоги. Нина Афанасьевна называет их "педагоги-реализаторы", имея в виду реализацию ее системы.
Конкурса особого нет. Большинство родителей, которые запланировали поступление ребенка в лицей как правило уже в курсе, когда начинается прием документов. Обычно это происходит в начале весны. И по мере заполнения прием прекращается. Кто не успел, тот не успел. Вряд ли можно это назвать конкурсом, все как в остальных школах. Платного обучения нет, интерната тоже нет.
Больше половины детей - из многодетных семей, которые трудно назвать богатыми
Может, в порядке исключения, примут еще несколько человек, бывает и такое. Прием ведется сразу во все классы. Если ребенок поступает после обучения в другой школе, в зависимости от возраста, могут принять в разные классы, т.е после 2-го или 3-го - снова в класс 1-2 или 3-4, там уже может пройти корректировка. То же касается детей примерно до 7-8 класса, потом только и исключительно по соответствующим классам. Таким образом, получается, в одном классе могут учиться дети в разницей в возрасте до 4-5 лет.
Перед тем, как поступить в технический лицей, Вы планировали отдать ребенка в обычную школу. Что Вас заставило изменить решение?
Причина, по которой мы не стали учиться в обычной школе - класс 42 человека, учитель изначально не заинтересован, чтобы у него учились дети с ранним развитием, так как это может по его мнению негативно повлиять на учебный процесс. Что делать в такой школе ребенку? Мне кажется, будет скучать, ловить ворон и наоборот, больше потеряет чем приобретет. О лицее Алексеевой до этого слышал только мельком и даже не представлял, что там имеется программа ускоренного обучения. Просто решили попробовать обучение в авторской школе, как она на тот момент называлась. Ну, скажем так, первый день первоклассника меня удивил. Как мы все представляем себе 1 сентября? Торжественная линейка, дети с цветочками в ряд? Ничего подобного не было. Конечно, мы пришли с букетом, но дальше каждого первоклассника у входа встречала его классная руководительница и уводила его вверх по лестнице от изумленных родителей. Дальше нас не пустили. Зато позже мы получили интересный опыт, в некотором роде уникальный. Каждую субботу в лицее Алексеевой проводятся так называемые "родительские занятия", что-то вроде родительского собрания, на котором присутствуют все родители лицея. На них обсуждаются различные вопросы: успеваемость, дисциплина, проведение школьных мероприятий типа Нового года или Дня Первоклассника. И после таких занятий родители первоклассников еще и принимали участие непосредственно на уроках, смотрели как дети занимаются, не вмешиваясь.
Поговорим немного об ускоренном обучении. В лицее есть возможность закончить начальную школу всего за год, что удалось сделать Богдану. Наверное, для ребенка это очень сложно. Сколько времени у него уходило на учебу? Было ли время, когда можно было просто отдыхать?
Учебники выдали в первый день почти за всю началку сразу. Обозначили задачи: учебники должны быть освоены как на уроках так и самостоятельно, что не понятно дома, можно спросить у учителя.
Писать пришлось очень много, у него с непривычки очень сильно болели руки сперва, даже плакал от боли. За сентябрь-ноябрь первого года исписал пачку тетрадок и гору ручек. Но на все мои вопросы не перейти ли в другую, обычную школу, всегда отвечал твердым отказом
Задачники по математике дети решают дома самостоятельно, родители помогают по мере возможности. Помогают, не означает того, что родители за ребенка все решат. Только объясняют. Забегая вперед, могу сказать - моя помощь после 7-го класса сошла на нет, я уже не помню школьный курс настолько чтобы как-то подсказать. Напомню, семиклассник был в возрасте 3-классника. Все делал сам.
Свободного времени у него было мало, если первые два года мы успевали еще в музыкальной школе учиться (учились на флейту), то потом ее пришлось бросить. Педагог по флейте очень жалела, что мы уходим, видимо, у парня были способности, но увы - уроки в лицее с9 до 15, потом домашки до вечера.
Кому-то удается осилить программу начальной школы за год, кому-то нет. Что происходит с теми, кому нужно больше времени? Есть ли возможность учиться в начальной школе все четыре года? Также, Вы заметили, что директор не приветствует репетиторов. Но, все же, есть те кто к ним ходят?
Многие дети не выдерживали такой темп обучения, уходили в другие школы. Из всех одноклассников пришедших в первый класс с ним вместе, до выпуска осталось только четверо одногодок, остальные одноклассники 11-го класса были старше кто на два, кто на три года. Иногда, очень редко, случается, что ребенка просят оставить еще на год, такой случай был с девочкой из нашего класса, в этом году она заканчивает лицей, то есть, из лицея не ушла, но училась по другой программе. Были родители, у которых дети не успевали так же, и пытались нанимать репетиторов. Пользы им это не приносило, никакой репетитор не может учить ребенка так как учатся в лицее Алексеевой. То есть, например, мой сын учится в 9-м классе.При этом он учится по учебникам и программам сразу 8-го, 9-го и 10-го классов одновременно, на следующий год - 9-го, 10-го и 11-го классов, и в 11-м классе снова повторяет учебу по учебникам 10-го и 11-го классов.
Если я правильно понимаю, в лицее, каждый год меняется состав классов. Кто-то изучает программу быстрее и переходит из класса в класс меньше чем за год. Насколько комфортно было Вашему сыну так часто менять коллектив? Каково ему было обучаться в классе с ребятами разных возрастов?
Состав классов не меняется так часто как Вы подумали. Переход ребят в класс выше следующего случается но не так часто, это единицы детей, чью учебную траекторию Нина Афанасьевна считает выше остальных. Так, из нашего класса (я все время говорю "нашего" по привычке, так как с 8-го класса был председателем родительского комитета) после 9-го сразу в 11-й ушел один способный ученик, все остальные оставались. И каждый год старшие классы пополняются учениками приходящими из других школ. Так что где-то с 7-го класса состав класса почти не менялся. Что касается обучения с ребятами более старшего возраста, особых проблем я не замечал, разница в возрасте прекрасно нивелировалась общим уровнем знаний. Где-то в 9-м классе, кажется, в школе проводился опрос среди одноклассников, каждый написал что он думает о своих одноклассниках и потом каждому выдали результаты. Было очень приятно читать, что все одноклассники без исключения считали моего сына очень умным не смотря на его возраст и уважали.
Не возникало ли желания уже в более взрослом возрасте перейти в обычную школу?
Не знаю, было ли в самом деле у Богдана желание уйти в другую школу, ни разу вслух это не было высказано. Но то что было трудно, однозначно. У старшеклассников занятия с 9 до 17 часов, как взрослый рабочий день. Не каждый выдержит.
Ваш сын окончил лицей в 13 лет. К этому возрасту он уже успел определиться с профессией? Что выбрал?
Не думаю, что и в 17-18 лет многие могут с уверенностью сказать кем хотят стать, в 13 лет это еще сложнее. Подавали документы в Бауманку, на бюджет, на ракетостроение, и еще в несколько вузов. Бауманка была приоритетнее. Но в первом потоке не хватило одного балла, и сын дрогнул, заявление забрал. Как оказалось, шанс у нас во втором потоке был очень высокий и баллов бы нам хватило. Но что вышло то вышло, сделанного не воротишь. Конечно в Бауманке на некоторые направления баллы очень высокие проходные, на IT направления поступали ребята с баллами больше 300, у нас с нашими 268 там вообще не было бы шансов. В результате поступили в Казанский авиационный институт, на авиастроение. Я вообще подбивал сына на Питерский или Томский политех. Но тут позвонили из приемной комиссии КАИ и буквально упросили подать документы к ним. Оказывается, сын стал призером олимпиады, которую проводил институт, кроме того, именно наш лицей несколько лет назад привлек внимание руководства института тем, что вот такие же же юные 14-15-летние ребята начали поступать к ним сразу группами по 4-5 человек. Это их так заинтересовало, что в Якутск из Казани прилетали представители института посмотреть, что же то за школа такая. И с тех пор с каждого выпуска лицея несколько человек поступает к ним. С нашего выпуска тоже кроме Богдана поступили еще несколько ребят. Выпуск 2021 года говорят тоже отметился несколькими абитуриентами. Ну, и на месте уже выяснилось, что в Татарстане имеется президентская стипендия для победителей и призеров всероссийских олимпиад, такую же стипендию платят и Богдану.
На каком курсе сейчас учится Ваш сын? Тяжело ли ему было адаптироваться во взрослом коллективе? Удалось ли найти друзей или пока что слишком разные интересы? Как относятся к нему преподаватели?
Сейчас учится на втором курсе. Вот буквально на днях сдал сессию за третий семестр. В коллектив вписался отлично. Учеба конечно сложная, но иначе и не бывает. Никаких поблажек как малолетнему студенту никто не дает, спрос точно такой же как и с остальных. С однокурсниками, наверно, так же как и в школе отношения, за малыша никто не держит, общается наравне. По учебе в десятку лучших студентов группы точно входит, по каким-то предметам ему сложнее, какие-то считает чуть ли не халявой. Да в общем, как наверно и его однокурсники. Не бывает же чтобы все давалось легко и он это хорошо знает с лицея.
Из-за того, что сыну только 13 лет, Вам пришлось переехать вместе с ним. Но, как я понимаю, учебой он занимается полностью самостоятельно. На зачеты Вы с ним не ходите?
Нет, ни на зачеты ни на экзамены с сыном я не хожу. Единственный раз когда я пытался прорваться в деканат - подача документов при поступлении, необходимо было заполнить кучу анкет, и на часть вопросов он самостоятельно ответить не мог. Сперва меня не пускала охрана, но потом они сами же меня позвали, чтобы я поднялся и помог, вошли в положение, за что им большое спасибо. Моя нынешняя задача только обеспечение сыну удобных домашних условий, так сказать, крепкий тыл - приготовить еду, постирать, погладить, в общем, быт, в котором он пока не очень силен.
Многие говорят, что не стоит поступать в ВУЗ раньше времени, лучше просто заниматься интересующими предметами дополнительно и продолжать обучение в школе. Что Вы на это скажете?
Не стану спорить с этим высказыванием. Если бы была возможность все переиграть, возможно, поступил бы иначе, тут главное - не навредить ребенку, и какой из вариантов лучше, сказать однозначно сложно.
Есть ли у Вас еще дети? Если да, будут ли они тоже учиться в этом лицее?
Младшая, дочка Яночка тоже учится в этом же лицее. У нее другая программа, по программе по которой учился Богдан, сейчас лицей прекратил обучение. Но тоже началка - за два года. Дальше, как все - по классу в год, но по Алексеевской методике. Сейчас ей 13 лет и она учится в девятом классе. Закончит в 16.