Праздного любопытства ради решил я прогуляться по ташкентскому авторынку. Поражает даже сам масштаб этого действа: на огромной территории продается больше двух миллионов машин. Люди приезжают сюда с утра на своей машине, ставят ее на стоянку за небольшую плату и ждут под открытым небом, пока к ним подойдет покупатель.
Покупателя так можно ждать и день, и два, две недели, если не повезет. А поскольку большинство автомобилистов — люди рабочие, стоять на авторынке со своей б/ушной машиной на продажу они могут максимум по выходным. Видимо, про интернет-доски объявлений здесь либо не слышали, либо им не доверяют. Но среди честных продавцов зачастую попадаются "сайгаки", которых нужно как огня опасаться желающему приобрести подержанный автомобиль.
"Сайгаки" сразу вычисляют наиболее подходящую жертву, подходят и начинают диалог. Если идешь по авторынку с конкретной целью, то они тебя скорее всего не тронут. Весь рынок разбит на секторы, в каждом из которых продаются автомобили определенных марок. Допустим, здесь немецкие авто, тут – российские, а вон там – узбекские. Так вот если ты идешь конкретно по направлению к какому-то сектору, то "сайгаки" это сразу видят и не пристают.
Но я для них был самой очевидной добычей. Ходит по рынку и глазеет по сторонам. Значит, что-то ищет, но еще не знает, что именно. Плюс внешность явно славянская, значит, может еще и языка толком не знает. Они-то русский в большинстве своем знают по крайней мере на необходимом для совершения сделки уровне. И вот в ряду российских автомобилей подошел ко мне один такой "сайгак" и начал разговор:
— Что ищешь, брат?
— Да так, просто смотрю.
— Хочешь Волгу? Двухтысячный год, хорошая машина. Всего пятьдесят семь тысяч пробег.
— Вау! Музейные экспонаты продаете? Машине больше двадцати лет, а у нее даже шестидесяти тысяч на одометре нет. То есть в год она проезжала меньше трех тысяч, так получается?
— Ну да, так и было! В одних руках машина все время была. Следил за ней, как мог. Хочешь, мотор заведу? Работает, как часы. За четыре тысячи долларов отдам тебе.
— Сколько?! Четыре тысячи долларов за "Волгу"? Вы серьезно ее планируете за эти деньги продавать?
— Ну да, четыре многовато. Давай за три с половиной возьмешь. Берешь?
Спас меня от покупки этого рыдвана чистый случай. В тот момент, когда "сайгак" разводил меня на покупку этой "Волги" со сто раз скрученным пробегом, к нему подошел другой мужчина, уже местный. "Ваша шестерка вон там стоит?" — спрашивает. "Да, моя, – отвечает сайгак. – За три тысячи долларов отдам. Пойдем, покажу тебе машину". И они вместе отошли метров на десять к стоявшей неподалеку "шестерке" Жигулей.
Для себя же я отметил характерный признак любого "сайгака" в Узбекистане — наличие у него записной книжки, где он записывает все машины, которые он продает. У "сайгаков" победнее может быть всего две-три машины, а есть и такие дельцы, кто ворочает парой десятков почти новых Шевроле. В любом случае покупать у них машину не стоит: пробег скручен в 100% случаев, да и вообще как правило авто в довольно скорбном техническом состоянии: таксишные экземпляры, перевертыши и далее по списку.
Думаю, уже не нужно писать, кого в Узбекистане называют "сайгаками". У нас такие ребята тоже встречаются, только называют их попроще...