Найти в Дзене
В поисках смысла

У Небес нет любимчиков

Артист цирка и дочь пастора встретятся на переломе своих судеб. Открытый источник.
Артист цирка и дочь пастора встретятся на переломе своих судеб. Открытый источник.

Первый канал порадовал субботним показом фильма "Небеса подождут".

Вообще минувший вечер прошёл под знаком "Memento mori": даже у Максима Галкина на его посиделках с актёрскими байками звучали шутки на кладбищенскую тему.

Немецкие кинематографисты тоже предпочли смешение жанров: "Небеса подождут" -это драма и комедия одновременно. Вышло классно. И в отношении актёрской работы, и режиссуры, и монтажа, и музыки.

Сразу после выпускного вечера Штеффи узнаёт, что у неё онкология. Так что вместо поездки в Париж с друзьями ей предстоит химиотерапия. Но девочка бежит из дома с помощью циркового артиста Стивена с суицидальными наклонностями.

Впереди их ожидает немало приключений. Но главное, девочка изменит взгляды парня на жизнь.

У девочки всё расписано заранее, но, как говорится, "если хочешь насмешить Бога, сообщи ему о своих планах!". Открытый источник.
У девочки всё расписано заранее, но, как говорится, "если хочешь насмешить Бога, сообщи ему о своих планах!". Открытый источник.

По характеру Штеффи - типичная немка, чья жизнь подчинена регламенту и планированию. Но здесь ей приходится импровизировать на ходу. Тем не менее даже в этот короткий срок она стремится к честности и подлинности, отказываясь в последнюю минуту от близости с бойфрендом. А ведь он так ждал её в Париже!

Барменша Таня приходит на помощь к героине, когда та оказывается на трассе одна и в крайне затруднительном положении. Но именно новая юная знакомая оставляет в душе женщины, покрытой тату, словно шрамами, глубокий след. Открытый источник.
Барменша Таня приходит на помощь к героине, когда та оказывается на трассе одна и в крайне затруднительном положении. Но именно новая юная знакомая оставляет в душе женщины, покрытой тату, словно шрамами, глубокий след. Открытый источник.

На пути в Париж Штеффи ожидают встречи с разными людьми.

С барменшей Таней у неё завяжется короткая дружба. Благодаря старшей подруге на теле дочери пастора появится кощунственная татуировка. В оригинале фильм так и назывался "Бог, ты бываешь такой..." Но российские кинопрокатчики посчитали его слишком вульгарным и заменили на более нейтральное.

Родители Штеффи переживают все этапы горя. От отрицания и гнева на судьбу с принятием. Открытый источник.
Родители Штеффи переживают все этапы горя. От отрицания и гнева на судьбу с принятием. Открытый источник.

Параллельно истории двух беглецов идёт сюжетная линия с родителями девочки.

Болезнь детей -это всегда испытание для пары на прочность. В данном случае драма усугубляется ещё и тем, что отец Штеффи - священнослужитель, который должен объяснить супруге:

"Почему Бог допускает, чтобы родители переживали уход своих детей?"

Роль отца в ленте сыграл Тиль Швайгер, известный зрителю по фильму -"Достучаться до небес", где он играет тяжело больного молодого человека.

Фильм режиссёра и сценариста Томаса Яна был снят 25 лет назад, но многие  пересматривают его и поныне. Открытый источник.
Фильм режиссёра и сценариста Томаса Яна был снят 25 лет назад, но многие пересматривают его и поныне. Открытый источник.

Встретившись в больничной палате с другим "смертником", персонаж Тиля Швайгера решает прожить оставшиеся ему месяцы на полную катушку. И Небеса оказывают ему и его собрату по несчастью всяческую поддержку.

Тема ранней смерти для европейского кино не нова. И надо сказать, что разрабатывается вполне успешно. Да и интерес к ней у зрителей не иссякает.

Так уже четверть века исполняется другой ленте про "девушку и смерть"- "Жизнь взаймы".

Фильм Сидни Поллака поставлен по мотивам знаменитого романа Эриха Марии Ремарка.

В роли автогонщика Клерфэ снялся Аль Пачино. Открытый источник.
В роли автогонщика Клерфэ снялся Аль Пачино. Открытый источник.

Впервые роман увидел свет в журнальном варианте в 1959 году. Два года спустя перед выходом отдельного издания Ремарк поменял название на "Небеса не знают любимчиков".

Как видим, и кинематографисты, и писатели тяготеют к этому понятию -Небеса, заменяющему им более узкое и личностное -Бог.

Многие люди, используя слово "Бог", считают, что это личность, подобная человеку, или какая-то внешняя по отношению к нам сила. Поэтому часть людей искусства предпочитают менее персонифицированное -Небеса. Открытый источник.
Многие люди, используя слово "Бог", считают, что это личность, подобная человеку, или какая-то внешняя по отношению к нам сила. Поэтому часть людей искусства предпочитают менее персонифицированное -Небеса. Открытый источник.

В книге главными героями являются автогонщик Клерфэ и пациентка туберкулёзного санатория в Швейцарии Лилиан.

Клерфэ приезжает навестить своего друга, тоже автогонщика Холльмана. И тут судьба делает зигзаг, не предусмотренный никаким маршрутом гонок.

Где в итоге оказываются Клерфэ и Лилиан? Конечно, в городе всех влюблённых. В Париже. И тоже пытаются взять от жизни всё. Но в отличие от героя "Небеса подождут"Стивена, который выступает в цирке как автогонщик-эквилибрист, Клерфэ разбивается на гонках. А вот его коллега Холльман вылечивается о туберкулёза и занимает место товарища. Отсюда и название -"Небеса не знают любимчиков".

В фильме рассказана несколько другая история, тем интереснее сравнить текст с киноверсией.

Ещё одним воплощением преждевременной смерти является книга британской писательницы Дженни Даунхэм "Пока я жива".

Дженни Даунхэм, будучи актрисой любительского театра, участвовала в спектаклях для трудных подростков. А первый роман "Пока я жива" она написала после рождения второго ребёнка. Открытый источник.
Дженни Даунхэм, будучи актрисой любительского театра, участвовала в спектаклях для трудных подростков. А первый роман "Пока я жива" она написала после рождения второго ребёнка. Открытый источник.

Школьница Тесса, умирающая от лейкоза, составляет список своих желаний. Помочь в их исполнении берётся её подружка Зои, которую нельзя назвать примером для подражания. А как иначе, если в список входят и наркотики, и нарушение закона.

В отличие от немки Штеффи, отказывающей в близости с давним бойфрендом, Тесса получает первый сексуальный опыт с первым попавшимся молодым человеком. И сильно разочаровывается.

Да, начало истории не отличается романтизмом. Более того такая настроенность героини на какое-то время мешает читателю почувствовать к ней сострадание. Но в процессе развития сюжета новыми гранями начинает вырисовываться и характер Тессы. А под конец девушке удаётся познать и настоящее чувство.

И как триумф жизни над смертью в книге подан тот факт, что Зои отказывается избавляться от ребёнка, которого носит под сердцем.

Если немка Штеффи предпочтёт попрощаться с любимым ещё до начала конца, до химиотерапии, то британка Тесса на этот шаг не пойдёт: Адам останется с ней до последних минут. По книге в 2012 году Ол Паркер снял фильм "Сейчас самое время". Открытый источник.
Если немка Штеффи предпочтёт попрощаться с любимым ещё до начала конца, до химиотерапии, то британка Тесса на этот шаг не пойдёт: Адам останется с ней до последних минут. По книге в 2012 году Ол Паркер снял фильм "Сейчас самое время". Открытый источник.

Однако самой пронзительной и волнующей является заключительная глава.

Вся семья собирается в больнице у постели умирающей.

-Тесса, всё хорошо, -говорит ей мама, которая на время болезни дочери воссоединяется с разведённым мужем -отцом девочки.- Мы тебя любим. Мы тебя отпускаем.

-Почему ты так говоришь? - негодует младший брат. -Я не согласен.

-Быть может, ей нужно согласие, чтобы умереть...- отвечает мать.

Мальчик отказывается понимать сказанное.

Он слишком юн для этого.

Но за те часы, что он проводит у смертного одра сестры, в его душе происходит переворот - от отрицания конца до смирения перед ним. Однако сподвигнет на прощальные слова его следующие материнские слова:

-Ей нужно знать, что ты её любишь.

И тогда у мальчика вырывается:

-Прощай, Тэсс! Если хочешь, можешь мне являться. Я не против.

Если учесть, что мальчик боится призраков, то это с его стороны это смелое предложение.

Несмотря на весь трагизм ситуаций, рассказанных в этих фильмах и книгах, они оставляют светлое впечатление. Ибо помогают пережить то, что древние греки называли катарсисом.

Открытый источник.
Открытый источник.

А как вы думаете?

Стоит ли нам смотреть фильмы и читать книги, где рассказывается о смерти, причём совсем молодых людей?

Или стоит всё-таки поберечь нервы?