В некоторых делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упустить.
Много, много лет назад имела место одна занятная история, связанная с отловом хорька. В паре километрах от родного села, местный колхоз держал курятник. Знали об этом не только колхозники и местные жители, но и обитавшие в округе лисицы и хорьки.
Курятник - привлекательное местечко для зверков, где можно без особого труда и риска для здоровья полакомиться пропащей курочкой или тухлым яйцом.
Накануне прошел снег. Для охотника - это искушение, испытать себя в очередной раз на удачу, открыть неизведанные страницы в книге познаний. Оказавшись возле курятника, но не с лукошком для сбора яиц, а с ружьем и рюкзаком, да еще в белом халате, где отцу и встретился необычный след. Прочитать его не составило большого труда. Хорек волочил по снежному насту объемный предмет. С первого взгляда опытному охотнику стало понятно, что добытчик тащил в свою норку лакомую курочку, подобранную на свалке возле курятника. Более километра тянулась глубокая борозда, пока след не оборвался у норы, скрыв запасливого хозяина и его добычу.
Отец наш обладал мастерством рассказывать свои охотничьи похождения. Он тонко подмечал все нюансы лесной жизни, приобщая нас к миру природы и не только теоретически. На следующий день решено сходить и попытаться выманить хорька из его убежища. Для успешного проведения этого мероприятия необходима вода, кое-какие навыки, которыми сполна наделены деревенские охотники, и большое желание. Вооружившись пятидесятилитровым баком с водой, привязанным к детским санкам, наша дружная команда тронулась в поход.
Дорогой отец рассказывал, как в детстве они вместе с взрослыми выливали из нор сусликов и хорьков. Причем воду подвозили на лошадке, в бочке. Был даже такой случай. Спасаясь бегством, хорек выскочил из норы, обошел рогатку и прыгнул на лошадь, запряженную в телегу, схватившись зубами в перепуганное животное.
Прибыв на место назначения, осмотрели норку. Зверек оставался внутри, вселяя нам надежду изловить его. Разгребли снег вокруг входа, нора уходила глубоко в промерзшую землю. Отец вырезал из березового сучка рогатульку с длинной ручкой, а заряженное мелкой дробью ружье поставил в удобное место. Все готово. Мне поручено выполнять ответственное задание. В случае появления хорька немедленно прижать его к земле рогатиной, желательно ближе к шее.
Помощники, мы с братишкой, были еще те. Мне лет двенадцать, брату и того меньше, всего восемь. Но лес уже знали не только по рассказам, и добрались сюда, помогая тянуть санки с водой, шагая на лыжах...
Отец выливал воду в нору ковшом, остатки слил, опрокинув бачок, а хоря все нет. Сожалели, что воды маловато, а идти за ней далеко и долго. На всякий случай отец сам взялся страховать выход из норки, и не напрасно. Хорь, промочив шкурку, высунулся разведать, от чего вдруг так стало неуютно в спасительном жилище, и поплатился. Отец прижал его рогаткой, а дальше уже, как говорится, дело техники. Удавка ловко накинута на шею и затянута. Не помогли хорю и газы, которые не хуже отравляющих веществ зорин-зомана, из соседнего Щучанского арсенала.
Возвращались домой довольные успехом, тем более пустой бак не требует усилий напрягаться изо всех сил. Разряженное ружье несли с братишкой поочередно. Дома всей семьей любовались красивым мехом хорька, видели которого мы впервые, а сестры, скорее всего, в первый и последний раз.
За многолетнюю охотничью практику пришлось отловить немало подобных экземпляров, но самой яркой охотой осталась, та, первая. Однажды, вместо хорька в капкан угодила куница, которая в наших краях прежде не водилась. Одного хорька довелось изловить по просьбе родной тети в ее курятнике. Хорь успел задавить за ночь половину поголовья. Сейчас охотники равнодушно проходят мимо следов, будь-то лиса, хорек или енот. Шкурки этих зверьков давно невостребованные и добывают их незначительное количество. Поэтому и воспоминаний, вроде нашего, не останется в памяти, и урока сыну или внуку не будет. 2008 г.