Найти тему
Катехизис и Катарсис

Когда на самом деле открыли метро в Лондоне? Зачем оно понадобилось и большое ли это достижение?

Банк "Империал" в своей знаменитой рекламе горестно говорил: мол, в 1861 году в Лондоне открыли метро, а в России отменили крепостное право. Забавно это даже не потому, что связь двух событий совершенно не ясна — но и потому, что в 1861 никакого метро в Лондоне ещё не открылось, конечно. Его первая линия заработала 159 лет назад: 10 января 1863. Как и канализация, подземная железная дорога была в те годы для британской столицы жизненно важным вопросом.

К тому самому 1861 году население Лондона уже пробило отметку в 3 миллиона человек: и по нашим временам очень большой город, в котором с транспортом не всё просто. А тогда, понятное дело, общественный транспорт был представлен только железной дорогой и повозками: кэбами и многоместными омнибусами.

Некоторый парадокс в том, что как раз развитие транспорта усложнило ситуацию с ним в центре Лондона.

Пока железные дороги были не особо развиты, работающие в лондонском Сити люди вынуждены были жить где-то более-менее неподалёку (и наоборот — живя у чёрта на рогах, волей-неволей приходилось где-то там и работать). Но к середине XIX века Лондон уже обладал аж семью вокзалами. Пользуясь этим благом цивилизации, куча людей стала ездить в Сити с дальних окраин и вообще из-за пределов столицы — прямо как теперь.

Однако ни один вокзал не располагался в Сити. Тянуть железную дорогу в самый центр никто не хотел — пришлось бы сносить исторические здания, да и о шуме с вибрацией очень беспокоились. Поэтому приходилось или идти пешком, или ехать на упомянутых экипажах, которые создавали на улицах Сити пробки. Что само по себе неприятно, а ведь за огромным количеством лошадей ещё убирать надо.

Идея "закопать" железную дорогу под землю напрашивалась сама собой — об этом начали говорить ещё в первой половине XIX века, поскольку тогда уже научились строить туннели с помощью проходческого щита (прямо как сегодня). То есть технически создать метро было возможно даже году этак в 1850, а то и раньше.

Но то технически. Проект был, разумеется, баснословно дорогим — а как раз тогда случилась Крымская война, обошедшаяся Британии очень дорого. Ещё в 1852 основали City Terminus Company, призванную решить задачу, а через два года было получено разрешение на строительство Metropolitan Railway. Однако собрать деньги удалось только в 1860, и то с огромным трудом.

В упомянутом 1861 году шли только тестовые пуски поездов по ещё частично готовой линии, а закрытая презентация всей её протяжённости состоялась в мае 1862 года. Причём даже после этого работы не шли гладко: в июне из-за ливней прорвало канализацию, затопившую часть туннелей.

Только 10 января 1863 года пассажиры наконец смогли воспользоваться метро. 6-километровая линия имела семь станций: Паддингтон (один из тех самых вокзалов), Эджвер-роуд, Бейкер-стрит, Портленд-роуд, Гауэр-стрит, Кингс-Кросс (также вокзал) и Фаррингдон-стрит. Все они работают до сих пор, хотя многие носят другие названия. Дорога из конца в конец занимала всего 18 минут, при этом поезда ходили часто: интервал от 20 до 10 минут. Так что пропускная способность оказалась огромной: в первый же день на метро прокатилось 38 тысяч человек, а за год — 9,5 миллионов.

Проект признали удачным, впрочем, ещё до этих результатов: продлением линии занялись ещё до открытия первых семи станций.

Пассажиров не пугало даже довольно сильное задымление: вентиляцию сделали неудачно. Несмотря на все усилия в течение нескольких десятилетий, проблему так и не удалось решить до начала ХХ века. Причём решилась она в итоге не за счёт вентиляции, а благодаря переходу на электрическую тягу.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!