Где продвигать небольшую парикмахерскую или булочную, если вы живете не в Москве или Питере? Вариантов немного и среди них наиболее эффективный — с помощью сообществ в ВКонтакте. Сегодня побеседуем с владельцем бизнеса в Костроме обо всех особенностях продвижения бизнеса в ВК.
В Москве и Питере пользователи, возможно, и стали меньше использовать ВКонтакте в повседневной жизни, но за пределами этих двух столиц отечественная соцсеть пока вне серьезной конкуренции. Разумеется, если дело касается красоты, здоровья, лайфстайла, то даже в регионах пользователи сегодня предпочитают Instagram. Однако если речь идет о локальном бизнесе, то лучше ВКонтакте пока нет инструмента для продвижения своего продукта или услуги.
Продавать и удерживать целевую аудиторию помогают тематические паблики, группы или чаты. Один из предпринимателей, который успешно использовал сообщества в ВК, является Айгюль Саидова, основатель «Онлайн центра развития бизнеса» в Костромской области. Она уже 8 лет развивает свой бизнес в нескольких сферах и за это время она накопила большой опыт продвижения в ВК. Я решила побеседовать с Айгюль и узнать о ее опыте использования сообществ ВК в продвижении своих продуктов.
Как ВКонтакте помог тебе построить свой бизнес? С чего ты начинала?
В 2013 году я открыла свой первый бизнес — детскую парикмахерскую. Это была первая в Костроме специализированная парикмахерская для детей. Для жителей небольшого региона это была экзотика и большинство не понимало, зачем платить 500 рублей за стрижку. Нужно было не только рассказать о моем бизнесе, но и доказать людям, что это им реально надо.
Я решила использовать традиционные СМИ (ТВ, радио, журналы), но весь бюджет слила практически в пустую. Тогда я вспомнила, что есть ВКонтакте и начала развивать группу и формировать свой личный бренд (ВК + Facebook).
В ВК отлично заходили конкурсы на репосты. После первого конкурса мы получили целевой охват в 2 000 человек — из них почти 500 реальных клиентов пришли к нам в течение 2 месяцев. Мы выстрелили.
Затем я продала бизнес и поменяла сферу — стала заниматься обучением предпринимателей.
В 2016 году ВК также был ключевой площадкой, через которую мы вели продажи и собирали людей на мероприятия: ведение личной страницы + сообщества + таргет + подписки с рассылками.
К слову, эта схема работает и до сих пор. На данный момент я — один из сильнейших лидеров мнений среди малого бизнеса и мои публикации в ВК на острые темы, связанные с короновирусными ограничениями, не просто набирают лайки, репосты и комменты, но и влияют на администрацию региона. Одно из последних открытых обращений привело к тому, что в регионе смягчили ограничения, связанные с системой QR-кодов.
Как твои группы и паблики помогают тебе сегодня в бизнесе?
На данный момент у меня создана два больших чата: единый чат предпринимателей и чат «Покупаю в Костроме».
Эти чаты монетизируются следующим образом:
- Через продажу рекламы в них;
- Через введение платной подписки;
- Аудитория чатов постоянно подогревается и ей легче продать обучение или участие в проектах
- В чатах работает обученный чат-бот, который облегчает работу и помогает систематизировать контент.
Как ты оцениваешь эффективность продаж через ВК по сравнению с Instagram и Facebook?
90% моих личных продаж в сфере B2B идет через ВК. Возможно, потому что именно эту сеть я активно развиваю с 2013 года.
В каких сферах лучше продавать свои продукты в ВК?
Как показывает моя практика — хорошо заходит простой, понятный продукт со средним чеком. Например, кондитерская, булочная, пельменная. То, что не требует создания замороченного бренда и не привязано к определенному лайфстайлу. Допустим, рестораны, конечно, лучше двигать в Instagram и Facebook.
Развитие сообщества с нуля требует много времени и не факт, что получится — вот ты занимаешься этим с 2013 года. А не лучше ли под свой бизнес купить тематическую группу или паблик и развивать его дальше?
Как вариант, да. Но нужно смотреть, чтобы это было живое сообщество — проверять охваты, вовлечённость. Если это просто люди, которые состоят в сообществе без активных действий, то толку не будет.
Конечно, покупать группу «флористы Костромы» и потом менять ее на «авто-мото-вело» тоже не надо. Можно сменить стратегию, чуть-чуть изменить стилистику ведения, но кардинально менять тематику не стоит. Люди отпишутся.
Одна из самых популярных групп в ВК об эстетике и красоте стала публиковать трешовые посты (явно сообщество выкупили) — очень много негатива в комментариях и видно, что идёт отписка. Ещё чуть-чуть и это будет МДК, но оправдано ли это?
Как лучше организовать продвижение в ВК в наши дни?
Заводим группу, устанавливаем сервис рассылки писем, формируем базу подписчиков, греем через периодические рассылки. Таргет + создание чата, выполняющего функции онлайн-комьюнити (последователи вашего бренда).
Как чувствует себя ВК в регионах?
Регионы тоже постепенно уходят в Instagram, но и ВК не стоит списывать со счетов. Инфлюенс-маркетинг в ВК пока что работает, особенно, если это хайп или острая новость.
Бизнесу для продвижения в ВК надо уходить в модели формирования онлайн-комьюнити вокруг бренда (создание того же чата продукта) + регулярные рассылки и игровые механики (мы делаем квесты на основе чат-ботов).
Тем не менее, в ближайшее время ВК может настигнуть участь Одноклассников и люди начнут забывать пароли от своих аккаунтов.
Но, повторюсь, пока аудитория есть, ее не надо списывать со счетов, но достучаться до нее становится все сложней и сложней.
А если в России запретят иностранные соцсети? При сегодняшней ситуации на международной арене такой сценарий уже не кажется фантастическим. Куда по-твоему пойдет бизнес?
Я все-таки думаю, что иностранные соцсети не запретят. Это колоссальный обвал рынка. Но, конечно, возможно все.
Бизнес вернётся в ВК, часть опять сдует пыль с «Одноклассников».
Начнется активное развитие Telegram в регионах — сейчас он ещё не столь популярен, особенно в таких маленьких городах как Кострома.
Итог
В городах по всей России тысячи таких же успешных предпринимателей как Айгюль — они используют все существующие возможности, чтобы установить и развивать связи со своими клиентами. В этом деле самое главное — разделять ценности своей аудитории. Если вашей аудитории нравится ВКонтакте, тогда нужно идти в ВКонтакте. Если они любят потреблять контент в пабликах, группах и чатах — нужно их создавать, покупать, развивать.
Моя 8-летняя практика работы с сообществами в ВК показала, что для развития бизнеса в регионах лучшего инструмента пока не существует. Если будут вопросы по сообществам в ВКонтакте, буду рада ответить на них.