Недавно видел в одной китайской провинции, как такие вот необычные бульдозеры отправляются целыми эшелонами. Необычность тракторов видна невооружённым глазом: ведущая звёздочка у них сверху, а сами гусеницы вместе с двумя ведомыми звёздочками образуют треугольник.
Решил узнать, почему эти китайские трактора так похожи на американские Катерпиллеры и фактически сделаны по запатентованной технологии?
И, как выяснилось в ходе беседы, у меня очень плохой китайский. Но в общем и целом смысл сказанного был понятен, так что разговор удался.
Так например, особенностью производства этих тракторов является то, что никто у американцев не покупал права на эту технологию верхнего расположения звёздочки. А всё потому, что эти бульдозеры для внутрикитайского пользования. Они не идут на экспорт, а значит можно просто скопировать всё без лицензии и внедрить в производство.
Эта технология так называемой "дельтавидной гусеницы" имеет массу преимуществ по сравнению с классическими гусеницами, у которых одна ведущая звёздочка и одна ведомая. Так верхнее расположение ведущей звёздочки защищает её от камней и грязи. А это существенно продлевает срок службы её сегментов. Плюс ко всему ведомые звёздочки (они же крайние опорные катки) принимают на себя большую часть осевых сил, которые возникают при развороте трактора. Ведущая же звёздочка не испытывает этих нагрузок и поэтому служит дольше. Также бортовые редукторы не испытывают весовых и ударных нагрузок, и поэтому их подшипники служат дольше.
Но также китайцы пожаловались и на минусы этой некорректно позаимствованной у американцев технологии.
Так например гусеничное полотно приходится делать длиннее за счёт увеличения числа траков. Производство таких "треугольных" ходовых тракторных тележек дороже, и трансмиссия сложнее в изготовлении. Область зацепления гусеницы с ведущей звёздочкой меньше, и поэтому гидравлический натяжитель должен держать гусеницу в натянутом состоянии. Никакое ослабление недопустимо, потому что тут же начнётся либо проскальзывание гусеницы относительно ведущей звёздочки, либо чрезмерный износ.
На вопрос - планируют ли китайские производители возвращаться к традиционной форме гусеницы, или же дельтавидная форма с ведущей звёздочкой наверху лучше - китайцы ответили, что со временем все китайские производители подобной гусеничной техники планируют перейти на технологию CAT. Потому что преимуществ у неё больше, чем недостатков. Если ща техникой следить, то и проблем не будет, а вот за попадающими в зону зацепления в процессе работы камнями и грязью уследить невозможно.