Какими вырастают дети зависимых людей, как прошлое влияет на их отношения и возможно ли это исправить. Разговор из подкаста с клиническим психологом и психотерапевтом Надеждой Волковой о взрослых детях из дисфункциональных семей.
Взрослые дети алкоголиков (ВДА) − анонимное бесплатное сообщество, куда может обратиться любой желающий. ВДА основано на программе групповой терапии из 12 шагов, пришедшей к нам из США. Найти их можно в разных городах по всему миру, в том числе онлайн.
Также есть термин ВДД − взрослые дети из дисфункциональных семей. Это семьи, в которых у детей не было возможности наблюдать здоровые модели поведения, поэтому они не развили в себе соответствующие адекватные навыки. Например, если отец или мать были тиранами.
С какими проблемами сталкиваются взрослые дети алкоголиков?
Имеют запрет на чувства. У ВДА с самого детства сложно происходит самоидентификация с собственными чувствами. Связано это с тем, что за одинаково сделанные вещи дома могли наказывать или хвалить в зависимости от настроения родителей. Например, за пятёрку в школе пьяный отец мог дать затрещину, а будучи трезвым − похвалить.
На вопросы: «Чего вы хотите? Что вы чувствуете?» взрослые дети алкоголиков отвечают: «Не знаю. Кроме вины и стыда мало что чувствую». На самом деле они всё чувствуют, но не умеют распознавать. Часто женщины приходят с запросом: «Знаете, в моём возрасте уже все всё поняли, куда им стремиться. А я не знаю, чего я хочу. Ощущение, что меня нет». Ребёнок всё время был удобным, но пришло время жить свою жизнь.
А как? Детские чувства никогда не интересовали родителей. ВДА не знали и не задавались вопросами: а как мне лучше? А что я буду чувствовать, если будет вот так? А как мне комфортно? А как не комфортно? Понимание нарушено, и сначала нужно восстанавливать эту связь с собой.
Взрослые дети алкоголиков часто обманывают. Делают они это из благих намерений, то есть не ради лжи, а ради желания угодить. Они подстраиваются под собеседников, как в детстве пытались угадать наиболее приемлемый вариант поведения с пьяным родителем. Если неправда может им помочь, они обязательно прибегнут к ней.
Более того, частые обманы связаны с тем, что в детстве культ употребления в семье был засекречен. То, что папа или мама пьют, − это секрет. Нельзя никому жаловаться или сказать, что тебе плохо или страшно. Что о нас люди подумают? Ты что, не любишь папу? Так строятся манипулятивные отношения, в которых ребёнок как боксёрская груша.
ВДА не могут встретить здорового партнера. Точнее, могут, но они их не выбирают. Люди из таких семей не умеют коммуницировать со здоровыми людьми. Многие элементарно не знают, что делать на выходных или как должна отдыхать семья. Или уверены, что взрослый спокойно может дать ремня своему ребёнку и это правильно.
Психика выбирает адаптивные для себя условия. Да, они будут деструктивными, но привычными. Именно поэтому случаются невротические отношения. Например, девушки, у которых выпивал папа, встречают зависимых людей. Необязательно алкоголиков. Зависимость одна, только проявляется по-разному и имеет разные последствия.
Девушки жалуются: «Меняются мужчины, а смысл один и тот же». Это могут быть наркоманы, игроманы, сексоголики, абьюзеры и любые другие зависимые люди, создающие дисфункциональные отношения. С зависимостью нельзя справиться, но с ней можно научиться жить. Это длительная терапия и колоссальный труд, как и созависимое поведение.
Для взрослых детей алкоголиков есть два варианта: стать самим зависимыми или созависимыми. Созависимость − это зависимость от эмоций, от человека. Здесь другие последствия, они больше психические. К счастью, это не патология, а сформированный тип личности. Здоровым навыкам можно обучиться. И в этом смысле второй вариант лучше.
У ВДА повышенный уровень тревожности. Они не могут его отследить или распознать, но описывают как постоянное внутреннее напряжение. В детстве ребёнок всё время был в стрессе: и физически, и эмоционально. Он должен был быть готов быстро заснуть до прихода пьяного родителя или незаметно сбежать мимо него из дома, чтобы к нему не прицепились.
ВДА не осознают, что значит любить и поддерживать себя. Это не про эстетику или здоровье, как сейчас модно. Да, это важно, но второстепенно. Самое главное умение − что я делаю, когда мне плохо? Иногда достаточно просто отправить себя в душ вовремя. Иначе − депрессивное состояние, свойственное взрослым детям алкоголиков.
ВДА часто взрослеют технически, но не эмоционально. Умение преодолевать жизнь − про зрелую личность. Такая личность может полностью решать все свои вопросы самостоятельно, может позаботиться о себе, когда плохо. Зависимые не могут − как правило, уходят в запой, в другие привычки. Независимые будут решать проблемы или проживать.
Взрослые дети алкоголиков остаются инфантильными. Несмотря на то, что уже в раннем возрасте берут на себя большую ответственность при неспособных родителях, особенно старшие дети за младших. Они могут быстро что-то организовать, но всё равно боятся обязательств. Зависимые люди тоже инфантильные, они пребывают в детском ЭГО-состоянии.
Путь к исцелению ВДА − психотерапия. Её длительность индивидуальна и зависит от того, что человек хочет получить. Главный вопрос − насколько вы готовы работать? Потому что всю «чёрную работу» придётся проделать самому. Всё можно изменить, можно выбрать другую жизнь.
Основная проблема, с которой сталкивается терапевт при работе с ВДА: сложно преодолеть жертвенность. Им выгодно цепляться за своё деструктивное детство и вещи, с которыми они прожили, например, 30 лет. А тут необходимо переписать всё заново. Психике всё равно, помогает нам что-то или нет, она выбирает то, что привычно, свою норму.
Зависимые родители очень часто эмоционально отстранённые, холодные. Их не особо волнуют дети, интересует только употребление. Поэтому психика игнорирует здоровые отношения и нормальных людей, которых вокруг ВДА много. Они не выбирают их, они им просто не нравятся.
В отношениях с зависимым родителем, с одной стороны, вы ненавидите человека, с другой − несёте его жизнь на своих руках. Личной жизни нет. Я стёрто. «Он без меня не справится... он неплохой человек...» А где здесь про вашу жизнь? В терапии взрослые дети алкоголиков смотрят по-другому и на отношения с родителями. Теперь без чувства обиды и вины.
Чем больше человек в терапии, тем больше понимает, что и почему с ним происходит, это ещё сильнее мотивирует его продолжать путь к выздоровлению. Помочь себе можно всегда. Лучше обратиться к специалистам, к психотерапевту и в группу ВДА, потому что собственная реальность искажена. Нужен взгляд со стороны, ощущение − ты не один.
Читайте по теме:
Войтиц Дженет Дж. «Взрослые дети алкоголиков»
Робин Норвуд «Женщины, которые любят слишком сильно»
Читайте также:
Детские струны − упражнение, чтобы дать любовь себе
Психология жертвы: стыд и чувство вины
Все истории индивидуальны, но все они про дно и то же. В группе не стыдно говорить о том, что наболело. Если расскажете, как вам плохо, вы не предадите папу или маму. Вы проснётесь для новой жизни. Здоровые навыки создаются путём многократного поведения. Детство было у всех не очень, родители не умели по-другому, хоть это ничего и не решает.
В то же время не можете принимать родителей − имеете право. Начните ценить себя и свою жизнь, строить её так, как хотите вы. Что думаете? ❤️
По материалам подкаста Otvet.co − поддержка лучших психологов на расстоянии одного клика. Где бы вы ни находились и что бы вы ни чувствовали, специалисты сервиса «Ответ» всегда с вами.
#психология #вда #взрослые дети алкоголиков #психотерапия #алкоголизм #алкоголики #зависимость #созависимость #созависимые отношения #невротические отношения