«А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлёкшись ветхого человека с делами его» (Кол. 3:8, 9).
«А теперь вы отложите всё» (3:8)
В 3:5 Павел велел колоссянам «умертвить» свои прошлые злые дела. Такое поведение осталось позади, но семена зла могут вновь прорасти, если их не уничтожить (Иак. 1:21; Рим. 13:12; Еф. 4:22, 25; Евр. 12:1). Хотя колоссяне умерли для своего прошлого, они должны отвергнуть старый образ жизни и заменить его другим. В каком-то смысле они должны выбросить из шкафов всю свою старую одежду и начать носить новую.
Тот факт, что христиане суть новые творения во Христе (2 Кор. 5:17; Гал. 3:27), ещё не делает их безгрешными. Он только вводит нас в сферу, в которой мы должны сделать безгрешность своей целью. Нам нужно отложить все безнравственные поступки и пороки и показать, что мы умеем владеть собой (ст. 5, 8, 9). Они не только вредны для нас самих, но могут также навредить другим и разрушить отношения.
«Гнев» может побудить людей причинить вред другим или даже совершить убийство. Он почти синонимичен «ярости», но отличается тем, что не такой внезапный и взрывной, как ярость. В гневе люди делают и говорят то, что может навлечь на них суд (Мф. 5:22).
Человеческая «ярость» — это реакция рассерженных до такой степени, что они проявляют свои эмоции неожиданно и бесконтрольно.
«Злоба» может привести людей к враждебности и ненависти, заставить их делать всё, чтобы навредить другим, и радоваться их страданиям.
«Злоречие» обычно исходит из завистливого, злобного и недоброго сердца. Злоречивые публично оскорбляют других или пытаются заставить людей думать плохо о ком-то или о чём-то.
«Сквернословие», непристойная лексика, оскорбительна для других. Оно может вызывать в человеке дурные мысли, уныние и причинять душевные страдания.
Ложь пагубна для общества, ибо она подрывает его основы и структуру. Лжецу нельзя доверять.
Зная о губительном действии этих привычек, колоссяне должны отказаться от них; им нужно коренным образом изменить своё мировоззрение и взгляды на жизнь. Преображение, которое произошло при крещении (2:11– 13), не полностью устранило прошлое. Теперь нужно расти дальше.
«Как было показано (см. 2:11, 12), когда колоссяне крестились, они решительно отвергли — сняли и выбросили — “ветхого человека” (Рим. 6:6; Еф. 4:22), то есть “тело плоти”, свой прежний образ жизни, своё прежнее нечестивое “я” “с делами его”, перечисленными в 3:5, 8, 9, и облеклись в нового человека, Христа (Гал. 3:27), то есть в новую натуру, которую имеют верующие, члены Христа. Поэтому пусть теперь они своё исповедание веры при крещении украсят благочестивой жизнью» (Хендриксен).
Глаголы «отложите» (3:8) и, позже, «облекитесь» — очень сильные, требующие от колоссян непременного выполнения того, что велит Павел. Это не возможные варианты, которые братья могут просто принять во внимание, а требования. Павел ожидает, что его читатели приложат все усилия, чтобы исполнить их. «Отложите», в сущности, означает то же самое, что и «умертвите» (3:5).
«Гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (3:8)
«Гнев» — это перевод слова орге, которое также иногда переводится как «ярость». Оно передаёт идею сильного и глубокого недовольства, иногда выражаемого по отношению к злым делам, которое может привести к наказанию или возмездию. Орге может определять человеческую эмоцию, но главным образом это слово используется, когда речь идёт о Божьем приговоре в отношении непослушания и греха (Ин. 3:36; Рим. 1:18; 13:4; Евр. 3:11; 4:3). Его гнев выливается в суд и наказание. Закон производит «гнев» (орге; Рим. 4:15). Правительство имеет право осуществлять наказание, «изливая» «гнев» на преступников; христиане должны повиноваться правительству и не навлекать на себя такой «гнев» (орге; Рим. 13:4, 5). В определённых обстоятельствах христиане имеют право гневаться (Еф. 4:26); однако в целом мы должны удалять от себя гнев (Иак. 1:19, 20; Еф. 4:31). Обычно гнев, описанный в Библии, — контролируемая эмоция.
Следующее слово, «ярость» (фимос), содержит идею сильного чувства негодования. В некоторых случаях оно кажется синонимичным орге, и потому бывает трудно разделить их смысл. В некоторых отрывках (Рим. 2:8; Еф. 4:31; Отк. 16:19; 19:15) формы этих греческих слов встречаются вместе. Помимо Откровения и Рим. 2:8, где оно означает Божьею ярость, фимос относится к ярости и гневу человека (Лк. 4:28; Деян. 19:28; 2 Кор. 12:20; Гал. 5:20; Еф. 4:31; Кол. 3:8; Евр. 11:27). В Откровении оно употреблено по отношению к ярости сатаны (Отк. 12:12), «яростному вину» апокалиптического Вавилона (Отк. 14:8; 18:2) и Божьему гневу (Отк. 14:10, 19; 15:1, 7).
В паре с орге фимос усиливает его смысл, и тогда общее выражение переводится «ярость гнева» (Отк. 16:19; 19:15). В других местах, когда это греческое слово встречается в перечнях пороков (2 Кор. 12:20; Гал. 5:20; Еф. 4:31; Кол. 3:8), оно предполагает «сильное недовольство», «негодование», «бешенство». Оно может отличаться от орге в том плане, что более настойчиво и энергично стремится к возмездию и может содержать идею контролируемого приступа сильного гнева (Лк. 4:28; Деян. 19:28; Евр. 11:27).
«Злоба» (какиа) описывает выражение таких низких человеческих качеств, как подлость, порочность и нечестивость. Это злое и пагубное чувство в сердцах недоброжелательных людей. Злобные люди — подлые, злорадные, порочные и полные ненависти (1 Пет. 2:1; Рим. 1:29; Еф. 4:31; Тит. 3:3). Известный греческий лексикограф Свид так определял какиа: «страстное желание навредить соседу». Слово «злоба» указывает на желание причинить боль, вред или полностью уничтожить доброе имя людей ради удовольствия увидеть, как они страдают.
«Злоречие», или «клевета», как в Современном Переводе, (бласфемиа), означает слова, произнесённые с намерением оскорбить и унизить других. Те, кто дурно отзывается о других, чтобы заставить людей думать о них плохо, злословят, то есть клевещут на них. Злословить — значит говорить в неуважительной и унижающей достоинтство манере, стараясь опорочить и принизить, что равносильно клевете (см. Мф. 12:32). Злоречие подразумевает преднамеренность: те, кто намеренно говорит дурно, чтобы заставить других плохо думать о чём-то или о ком-то, суть злоречивые, клеветники. Это слово употребляется в тех случаях, когда говорится о принижении и оскорблении Бога (Отк. 13:6; 16:11, 21), Его имени (Рим. 2:24; 1 Тим. 6:1; Отк. 16:9), Его Слова (1 Тим. 6:1; Тит. 2:5), Святого Духа (Мф. 12:31; Мк. 3:28, 29; Лк. 12:10) или других людей (Тит. 3:2). Формы бласфемиа включены в различные перечни прегрешений.
Некоторые с удовольствием злословят Бога и других людей. Возможно, Павел упомянул этот грех, чтобы подготовить колоссян к гонению; он не хотел, чтобы гонители заставили их хулить Бога. До того как стать христианином, Савл — апостол Павел — принуждал христиан к богохульству (Деян. 26:11) и сам был богохульником (1 Тим. 1:13).
«Сквернословие» (айсхрологиа) в греческом Новом Завете встречается только здесь. Это слово относится к низкопробной речи: непристойный и грязный разговор, вульгарные шутки, бесстыдные намёки, неприличные, похотливые замечания и бранная речь. Ещё можно сказать, что это «речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань» (толковый словарь). Об этом же Павел пишет в Еф. 5:4. Подобные слова не должны сходить с уст колоссян. Как Павел напишет дальше, их слово должно быть «всегда с благодатью, приправлено солью» (Кол. 4:6). Иаков писал, что противоестественно, когда из одних уст выходят хорошие и плохие слова (Иак. 3:9–12).
Возможно, Павел пишет «уст ваших», чтобы подчеркнуть, что подобные мысли — даже если они входят в сердце — не должны выходить из уст. Единственный путь избежать сквернословия — это контролировать свои мысли.
«Не говорите лжи друг другу, совлёкшись ветхого человека с делами его» (3:9)
В стихе 9 начинается одно из длинных предложений Павла, которое заканчивается только в стихе 11. Когда он пишет «не говорите лжи друг другу» (псевдомай), он подразумевает христианскую общину. Но это не значит, что нехристианам лгать можно. «Поэтому, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (Еф. 4:25). Наказание, которое Бог уготовил для лжецов, открывает, как серьёзно Он относится ко лжи. «…Всех лжецов участь — в озере, горящем огнём и серой» (Отк. 21:8).
Ложь запрещена в Десятисловии (Исх. 20:16; Втор. 5:20). Поэтому некоторые думают, что она хуже, чем гнев, злоба, злоречие и сквернословие. Христианам следует понимать, что пять пороков, перечисленных в стихе 8, являются таким же грехом, как прелюбодеяние, изнасилование и убийство.
В стихах 9 и 10 слова «совлёкшись» и «облёкшись» являются причастиями прошедшего времени аорист.
«Два (дее)причастия прошедшего времени аорист в стихах 9–10 (“совлёкшись” и “облёкшись”) лучше всего понимать как утверждающие то, что фактически уже произошло: уверовав и крестившись, все верующие уже сбросили “ветхого человека” (и связанные с этим пороки, конкретно указанные в 3:5, 8–9) и оделись в “нового” (с правильным образом жизни, о котором подробно говорится в ст. 12–17)» (Хей).
«Совлёкшись» (апекдиомай) и «облёкшись» (эндио) — термины, которые обычно обозначают снятие и надевание одежды. Ветхий человек сброшен, а новый принят. От тех черт, которые Павел приводит, характеризуя прежнюю нечестивую жизнь колоссян, нужно отказаться. Эти люди вели такой образ жизни, потому что были «врагами по расположению к злым делам» (1:21), но те люди, которыми они некогда были, совлечены. Их прежние недостатки и дела не должны больше существовать; «ветхий человек» сброшен и заменён «новым человеком». Ту же идею Павел выражает в Послании к римлянам: «…ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное» (Рим. 6:6).
Павел употребляет слово «человек» в смысле «личность», «я», а не в смысле какой-либо физической части человека. Когда кто-то становится христианином, прежняя личность, чья жизнь была повреждена злом и исполнена греха, должна быть устранена. Её место должна занять новая личность, для которой характерны праведные и святые качества.
В других местах Павел использует идею совлечения и облечения по отношению к прошлой и новой жизни. Он говорит, что распял для себя мир (Гал. 6:14) и плоть с её страстями и похотями (Гал. 5:24). Он пишет об обновлении внутреннего человека (2 Кор. 4:16; Еф. 3:16). В том же тоне Пётр писал, что украшением христианок должен быть сокровенный сердца человек (1 Пет. 3:4). Новый внутренний человек должен сбросить с себя старую одежду и одеться в новую.
#библия онлайн #изучение библии #новый завет #характер