Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Секунды подвига, спасшие сотни людей. Как молодой курсант принял своё последнее решение?

Короткая стрижка, внимательный взгляд карих глаз - таким остался в памяти однокурсников Павел Шклярук. Судьба заставила решать его сложную дилемму, он выбрал жизнь, но не свою…

Посёлок Увек (сейчас - район Саратова), справа: Павел Шклярук
Посёлок Увек (сейчас - район Саратова), справа: Павел Шклярук

Павел родился в Одессе в 1946 году. Мальчишки послевоенных лет жили мечтой о подвигах, многие выбирали профессии, где требуется выдержка, выносливость, мужество. Павел не был исключением, он хотел стать летчиком. Мальчик с увлечением занимался планерным спортом, прыгал с парашютом.

Вопрос о выборе дальнейшего пути он решил еще в детстве. После школы стал курсантом Армавирского летного училища. Все шло по плану, Шклярук успешно окончил четыре курса. После экзаменов будущих офицеров отправляли на летную практику. Павел проходил ее в Саратове, на аэродроме Сокол.

Утром 6-го июня 1966 года курсант Шклярук занял место пилота на Л-29. В штатном тренировочном полете будущий офицер должен был отрабатывать летные навыки. Все было привычным – двигатель завелся без перебоев, мелькнула взлетная полоса, самолет стал набирать высоту.

Когда машина поднялась ввысь на 300 метров, Павел понял, что она перестала ему подчиняться. Отказал двигатель, самолет стал сваливаться. Жители поселка Увек, располагавшегося внизу, с ужасом наблюдали за трагедией, разворачивающейся в мирном небе.

Л-29 то замирал на месте, то резко уходил вниз – все это происходило стремительно, за какие-то доли секунды. Павел сообщил об отказе двигателя, получил приказ – «Катапультироваться!». Но он его не выполнил, не бросил неуправляемую машину на головы людям внизу.

Л-29 на взлёте
Л-29 на взлёте
Специалисты, впоследствии разбиравшие каждый миг полета, пришли к однозначному выводу – у юноши был шанс на спасение. Курсанту можно было катапультироваться прямо над поселком, но это грозило огромной катастрофой. Он осознавал - неуправляемая машина, рухнув на нефтебазу, станет причиной гигантского взрыва, который сотрет половину посёлка с лица земли.

Оставалось одно - попробовать посадить самолет в Волгу, на этом настаивал и руководитель полетов. Но прямо по курсу перед ним двигался большой пассажирский теплоход. Времени совсем не оставалось – а внизу уже виднелся железнодорожный мост. Это была гордость волжан, которую они сумели сберечь даже во время Великой Отечественной войны.

Мост, связывающий Центральную Россию с Сибирью, Уралом, Юго-Востоком, Средней Азией, считали важнейшей железнодорожной артерией страны. Немцы не раз безуспешно пытались взорвать его, и советский курсант знал об этом. На последних секундах, отжав штурвал от себя, он отвел машину от моста.

Самолет рухнул в Волгу. Местная жительница Тамара Ларина была свидетельницей крушения. Она видела, как вздыбилась неуправляемая машина, наблюдала, как оторвалось кресло вместе с пилотом. Затем все скрылось под водой. Волны реки сомкнулись, приняли героя-летчика, и уже не вернули его обратно.

На месте крушения долго работали водолазы, но им удалось отыскать только крылья машины. Через день в войсковую часть приехала мама погибшего летчика. Она еще надеялась на счастливый исход, долго звала своего сына с высокого волжского берега. Но курсант упал прямо в «ковш», так называют это место с бурным течением жители поселка Увек, и шансов выжить у него не было.

Сквер Павла Шклярука в Одессе
Сквер Павла Шклярука в Одессе

Героя наградили орденом Красной Звезды. На родине, в Одессе, есть улица, сквер и аэроклуб, названные его именем. На стене дома, где вырос Павел, размещена мемориальная доска. Стараниями однокурсников, администрации Саратова, в состав которого вошел поселок Увек, здесь тоже недавно появился памятник летчику-герою.

Павел Шклярук сдал свое последнее испытание на высший балл. И ушел в вечность, такую же синюю, как небо, о котором он так мечтал.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.