Уникальный тур «Ледяной занавес» начинается продвижением с востока на запад, где отмечается серия двух десятков баз, протянувшихся по северу России. Эта серия берёт начало от аэродрома «Угольный» (Анадырь) на тихоокеанской стороне Чукотского полуострова, затем проходит от Берингова пролива вдоль арктического побережья, через многочисленные острова и архипелаги. Конечная точка перехода - базы пехоты Печенги и Алакуртти на крайнем западе Кольского полуострова у норвежской и финской границы.
Только один объект из этой цепочки объектов (остров Врангеля) не имеет доступа по воздуху. Центр стратегических и международных исследований США отмечает «Ледяным занавесом» (целая серия компрометирующих статей) однозначно - аванпосты двойного назначения в Арктике являются определяющей характеристикой российского военного присутствия в регионе.
Уникальный тур «Ледяной занавес» как серия редких исследований
Двойное назначение по-американски: это возможности выполнять другие менее важные миссии, включая поиск и спасение, реагирование на стихийные бедствия, поддержку научной и метеорологической деятельности.
Так называемый уникальный тур «Ледяной занавес» представляет особенно полезную для разведки серию исследований, проводимых Национальным агентством геопространственной разведки США с помощью спутниковых изображений и анализа таковых. Идентифицируются три географические российские зоны:
1. Восточная зона с аэродромами, поисково-спасательными средствами и радарами, ориентированными на воздушное и морское пространство, мониторингом и управлением Северным морским путём.
2. Центральная зона, простирающаяся до архипелагов, где упор делается на противовоздушную оборону.
3. Западная зона, ориентированная на защиту российских стратегических ядерных сил.
Северный флот русских действует во всех трёх зонах, а в 2014 году стал стратегическим командованием Арктического региона.
Практически все объекты от Тихого океана до Кольского полуострова включают поисково-спасательные средства, и не менее десятка из этих мест определены русскими комплексными центрами реагирования на чрезвычайные ситуации. Модернизация возможностей противовоздушной обороны региона особенно заметна. Новые радиолокационные установки призваны охватить всё протяженное северное побережье и акваторию Северного морского пути. Новейшая из этих систем русских способна обнаруживать самолёты на расстоянии до 600 км, включая наблюдение за Северной Америкой.
Российский радар «Сопка-2» устанавливается в нескольких местах для наблюдения и управления воздушным пространством. Объект способен идентифицировать самолёты и беспилотники американцев на расстоянии до 450 км.
Зенитные ракеты ПВО, связанные с радарами, представляют ракетные комплексы «С-300» и «С-400», поражающие сразу несколько целей на удалении 300-400 км, соответственно. Эти системы дополняют зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-С1» дальнобойностью 20 км и зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2Дт» дальнобойностью 15 км.
Системы береговой обороны русских включают комплекс К-300 «Бастион», оснащённый противокорабельными крылатыми ракетами П-800 «Оникс», а также 4К51 «Рубеж». Также есть автомобильный комплекс береговой обороны советских времён, которым запускаются крылатые ракеты с максимальной дальностью 80 км.
Ледокольный флот России на боевое сопровождение
Выдающийся (по российским меркам) ледокольный флот широко известен как крупнейший флот в мире. Здесь насчитывается более 40 судов, некоторые из которых наделены атомными силовыми установками. Куда больше ледоколов русских находятся в производстве. Арктика с обширной торговлей, значительными населёнными пунктами и природными ресурсами, которые необходимо перемещать по морю, требует ледоколов.
Но российские ледоколы – это элемент двойного назначения, учитывая способности таких судов сопровождать военные корабли. В настоящее время русскими также планируется вооружить ледоколы, в частности, крылатыми ракетами «Калибр» и системами радиоэлектронной борьбы, что, по мнению американских специалистов, явно бесполезное расширение модели двойного назначения (вспоминается легендарный Дональд Кук 2014 года).
В соответствии с Планами развития Северного морского пути от 2019 года, русские дополнительно сделают пять атомных ледоколов «ЛК60» и три ледокола класса «Лидер». Конструкция «LK60» способна преодолевать ледяные торосы толщиной до трёх метров. Из трёх ледоколов, находящихся на стадии строительства, один уже введён в эксплуатацию.
Суда водоизмещение класса «Лидер» почти вдвое больше «LK60», имеют на борту два ядерных реактора. По утверждениям русских, конструкция способна преодолевать ледяные торосы толщиной более четырёх метров. При этом судовые системы обладают возможностью работать круглый год, что позволит русским без труда пересекать трансполярный маршрут. Основная роль этого типа судов - сопровождение крупнейших танкеров СПГ, следующих из региона Ямала в Тихий океан. Поставка такой техники намечена на период 2027-2035 годы.
Аэродромный потенциал в рамках тура «Ледяной занавес»
Многие аэродромы русских способны принимать:
- истребители,
- дальние бомбардировщики,
- самолёты наблюдения/разведки и дозаправки в воздухе.
Это относится, например, к тому же аэродрому «Угольный» на крайнем северо-востоке России, что в нескольких сотнях километров от крайнего северо-запада Северной Америки. Дальше по побережью Берингова пролива, прямо напротив Аляски, находится «Провидение» - глубоководный порт бухты «Провидения», которым обслуживается восточная оконечность Северного морского пути. Этот порт является назначенным аварийно-спасательным центром.
Мыс Шмидта на северном побережье полуострова Чукотского моря является местом продолжающегося строительства. Здесь русские модернизировали аэродром и порт, а также имеются данные разведки установки нового радара. Остров Врангеля, расположенный на западной окраине Чукотского моря, является одной из основных модернизаций русскими.
Здесь находится установка связи и радар «Сопка-2», который играет ключевую роль в обеспечении сплошного радиолокационного покрытия восточного побережья и Северного морского пути. Построена первая в Арктике базовая конструкция в виде трилистника, вмещающая более сотни человек персонала, проживающего круглый год.
Дальше на запад вдоль российского арктического побережья находится Штаб морских операций Северного морского пути (порт Певек). Этот объект также является специализированным аварийно-спасательным центром. Русские называют объект крупнейшим портом Северного морского пути. Здесь находится новая плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов».
Эту электростанцию в 2019 году русские отбуксировали в порт Певек с Кольского полуострова. Сейчас система обеспечивает электроэнергией жилые дома региона, объекты нефтяной и газовой промышленности. Дальше на запад встречается база Тикси, также подвергнутая значительной модернизации. В частности, модернизированы аэродром, военно-морские объекты, гарнизон, вмещающий более 100 военнослужащих.
Защита российской Арктики от воздушного нападения
Весной 2020 года русскими активирована система ПВО «С-300», ставшая частью системы, обеспечивающей защиту российской Арктики от любых средств воздушного нападения противника, включая:
- авиацию,
- крылатые ракеты,
- баллистические ракеты.
Ещё дальше на запад открываются порты и аэродромы Сабетта и Диксон, связанные с нефтегазовыми операциями на полуострове Ямал и судоходными путями, необходимыми для доставки ресурсов на международные рынки. На острове «Котельный» Новосибирских островов, на Земле Александры архипелага Франца-Иосифа и на архипелаге Новая Земля расположены три ключевых объекта:
- база «Темп»,
- база «Нагурское»,
- база «Рогачево».
Каждая структура содержит объект в виде трилистника, вмещающего до 250 человек персонала, а также системы противовоздушной обороны и аэродромы. База «Нагурское», в частности, рассчитана защищать бастион Баренцева моря и Кольского полуострова, как и материковая база «Воркута», расположенная западнее. Здесь приют для дальней патрульной авиации русских и передовая оперативная база истребителей-перехватчиков. Печенга и Алакуртти, в свою очередь, выступают центрами сухопутных войск и тренировочными базами в арктических условиях.
Завершающая часть тура «Ледяной занавес»
Все остальные арктические государства тоже, конечно, имеют военные объекты на северных территориях, но с возможностями ограниченного посещения. Объединённый штаб норвежских вооружённых сил расположен на севере Норвегии. Северные силы Норвегии включают более десятка дополнительных арктических военных объектов. Здесь имеется радар Вардё на крайнем севере у Кольского полуострова, оперативные центры истребительной авиации и зенитно-ракетные комплексы, расположенные на территориях:
- Сёррейса,
- Бардуфосс,
- Олавсверн,
- Гройсанд,
- Банак,
- Киркенес,
- Порсангер.
В наличии также имеется морской патрульный самолёт, армейские гарнизоны, учебный центр союзников и поисково-спасательные средства.
На территории Нууке и Грённедале (Гренландия) есть поисково-спасательные комплексы. Американская установка раннего предупреждения атаки баллистическими ракетами находится в Туле. Северные силы Канады со штаб-квартирой базируются в Йеллоунайфе с подразделениями в Уайтхорсе и Икалуите. Есть четыре передовых операционных базы для истребителей:
- Йеллоунайф,
- Рэнкин-Инлет,
- Икалуит,
- Инувик.
Новый военно-морской док для гражданских и военных судов расположен в Нанисивике (остров Баффин). Арктический учебный центр расположился в Резолюте (остров Корнуоллис), а в Алерте построен пункт связи с вспомогательным звеном в Эврике (оба на Элсмире). Северная система предупреждения представляет собой канадско-американскую цепочку радаров, размещённых по всей территории Северной Америки от Аляски, до Лабрадора. Планируется серьёзная модернизация системы, но определённых планов и финансирования пока что не имеется.
Военные объекты США на Аляске включают операцию предупреждения о ракетном нападении и космического наблюдения на базе ВВС Клир. Там же имеются противоракетные перехватчики, а также испытательный полигон Форт-Грили. Кроме того, есть пехотная база Форт-Уэйнрайт, базы ВВС Эйлсон и Элмендорф-Ричардсон и Командный центр армии Форт-Ричардсон.
Полярные ледоколы безопасности американскому флоту
Летом 2020 года президентский меморандум предписывал изучить вопрос о приобретении флота ледоколов для Береговой охраны, в том числе не менее трёх тяжёлых катеров полярного класса. Меморандум предписывал также изучить варианты аренды ледоколов для преодоления разрыва 2022-2029 годов, когда должны появиться катера полярного класса.
Для американцев очевидна необходимость флотилии полярных ледоколов безопасности, предназначенных для поддержки:
- национальных интересов,
- стратегии национальной безопасности,
- стратегии национальной обороны.
Тем же летом 2020 года сообщалось о необходимости досрочного приобретения десяти ледоколов у неназванной страны (возможно, Финляндия). При этом отмечалось, что приобретение ледоколов стороннего производства обойдётся намного дешевле, чем строительство внутри страны.
Однако переход на ледоколы, требующий одобрения финансирования Конгрессом, интерпретируется некоторыми аналитиками как запоздалое признание Вашингтона о недоработках. Лишь теперь выясняется, что полярные ледоколы крайне необходимы для ежегодного пополнения запасов исследовательской станции в Антарктиде и для поддержки арктических научных исследований.
Запланированные приобретения призваны расширить возможности Америки действовать более свободно в территориальных водах и водах исключительной экономической зоны. Станет намного легче патрулировать побережье Аляски. Соединённые Штаты очень далеко отстали от возможностей России в этом плане, но и требования по применению ледоколов для Америки совсем другие.
По материалам: HD