Об Ульяновском автомобильном заводе и его моделях написано много — авторы самого разного калибра ещё с советских времён пробуют себя в этой теме. К сожалению, подавляющее большинство публикаций представляет собой нехитрый набор из привычных штампов и расхожих фактов сомнительной достоверности.
Перед читателем невольно возникает вопрос: как отделить правду от вымысла? Возможно ли в принципе восстановить подлинную историю хотя бы одной модели УАЗа, причём не с того момента, как она встала на конвейер, а со времени зарождения самой идеи автомобиля, с появления первого приказа о её конструировании, с особенностей технического проекта? Оказывается, возможно!
Мой товарищ и коллега — журналист и обозреватель Drom.ru Сергей Арбузов подготовил к печати первый том книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки». С помощью большой группы единомышленников, среди которых — ведущие российские исследователи истории советского автопрома и сотрудники УАЗа, — собрана, обобщена и проанализирована уникальная исследовательская фактура, ставшая основой книги. Документы по истории Ульяновского автомобильного завода были собраны в восьми государственных архивах Российской Федерации — в Москве, Ульяновске, Самаре, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Однако автор не ограничился этим, использовав ещё и документы заводского музея УАЗа, и архива отдела главного конструктора УАЗа. Отмечу очень важный момент: #УАЗ не финансировал работу над книгой, стало быть, не мог влиять и на результат исследований. Между тем, заводская и внешняя пресс-службы завода оказали автору всемерную и неоценимую помощь в части коммуникации с Государственным архивом Ульяновской области и организации работ на заводе и в заводском музее.
В работе над книгой автор опирался на следующие документы: приказы и распоряжения директора завода, приказы и распоряжения главного инженера, эскизные и технические проекты новых моделей, протоколы испытаний макетных и опытных образцов, стенограммы заседаний в наркоматах и министерствах, различную переписку завода с Министерством обороны и НАТИ/НАМИ, постановления, распоряжения и приказы органов государственной власти — Государственного Комитета Обороны, Совета народных комиссаров, наркоматов, министерств и ведомств. Замечательным источником сведений стала и многотиражная заводская газета «#Сталинец» — печатный орган парткома, завкома, и дирекции УльЗИСа — УАЗа. Важно отметить, что использованные документы имеют строгую привязку к тексту, при этом в приложениях автор предлагает оформленный по рекомендациям ГОСТа пронумерованный перечень первоисточников.
Увлекательное повествование охватывает 1941–1958 годы и рассказывает о создании следующих автомобилей: УльЗИС-НАТИ, УльЗИС-253, УАЗ-300, УАЗ-302, УАЗ-450 (дизайн Арямова), #УАЗ-450 (серийный), УАЗ-462. Вместе с тем, читателям предлагается интересная и драматичная история эвакуации Московского автозавода имени Сталина (#ЗИС), в результате которой и возник будущий УАЗ, эпизоды короткой жизни дизеля «Коджу», и кроме того, впервые — самая полная история Новосибирского автомобильного завода (НАЗа).
Посмотреть промо-ролик, снятый автором в заводском музее УАЗа, изучить аннотацию книги, расширенное содержание, примеры оформления «адресов» первоисточников, коллажи использованных иллюстраций, а также оформить подписку на книгу или поддержать проект любой суммой можно здесь. Просто перейдите по ссылке.
Хочу отметить, что издание не имеет аналогов по подбору документальной базы, не требует глубоких знаний по конструкции автомобиля и рассчитано на самого широкого читателя, который интересуется не только #историей УАЗа и #автомобильной промышленности, но и историей своей страны.