Найти тему
АвТОгус

УльЗИС — УАЗ самая правдивая и полная история.

Об Ульяновском автомобильном заводе и его моделях написано много — авторы самого разного калибра ещё с советских времён пробуют себя в этой теме. К сожалению, подавляющее большинство публикаций представляет собой нехитрый набор из привычных штампов и расхожих фактов сомнительной достоверности.

Серия эскизов, среди которых был и этот рисунок, появилась ещё до того, как экспериментальный цех УАЗа изготовил первую «буханку» УАЗ-450 в серийном дизайне. Кто автор этих рисунков, и что послужило основной для них?.. Об этом расскажет первый том книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки».
Серия эскизов, среди которых был и этот рисунок, появилась ещё до того, как экспериментальный цех УАЗа изготовил первую «буханку» УАЗ-450 в серийном дизайне. Кто автор этих рисунков, и что послужило основной для них?.. Об этом расскажет первый том книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки».

Перед читателем невольно возникает вопрос: как отделить правду от вымысла? Возможно ли в принципе восстановить подлинную историю хотя бы одной модели УАЗа, причём не с того момента, как она встала на конвейер, а со времени зарождения самой идеи автомобиля, с появления первого приказа о её конструировании, с особенностей технического проекта? Оказывается, возможно!

Кабину какого заграничного грузовика взяли за основу кабины первого советского дизельного грузовика УльЗИС-253, и чем УльЗИС-253 отличается от УльЗИС-НАТИ? Первый том книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки» впервые предлагает не только полную историю разработки и испытаний этих автомобилей, но и ретроспективный обзор по состоянию «грузового дизелестроения» в СССР до войны. Завершением этого эпизода станет ответ на вопрос: почему для первого советского дизельного грузовика запроектировали краденный американский мотор?
Кабину какого заграничного грузовика взяли за основу кабины первого советского дизельного грузовика УльЗИС-253, и чем УльЗИС-253 отличается от УльЗИС-НАТИ? Первый том книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки» впервые предлагает не только полную историю разработки и испытаний этих автомобилей, но и ретроспективный обзор по состоянию «грузового дизелестроения» в СССР до войны. Завершением этого эпизода станет ответ на вопрос: почему для первого советского дизельного грузовика запроектировали краденный американский мотор?

Мой товарищ и коллега журналист и обозреватель Drom.ru Сергей Арбузов подготовил к печати первый том книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки». С помощью большой группы единомышленников, среди которых ведущие российские исследователи истории советского автопрома и сотрудники УАЗа, — собрана, обобщена и проанализирована уникальная исследовательская фактура, ставшая основой книги. Документы по истории Ульяновского автомобильного завода были собраны в восьми государственных архивах Российской Федерации — в Москве, Ульяновске, Самаре, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Однако автор не ограничился этим, использовав ещё и документы заводского музея УАЗа, и архива отдела главного конструктора УАЗа. Отмечу очень важный момент: #УАЗ не финансировал работу над книгой, стало быть, не мог влиять и на результат исследований. Между тем, заводская и внешняя пресс-службы завода оказали автору всемерную и неоценимую помощь в части коммуникации с Государственным архивом Ульяновской области и организации работ на заводе и в заводском музее.

 УАЗ-300 с грузоподъёмность в одну тонну мог бы встать на конвейер Ульяновского автозавода ещё в первой половине 50-х. Почему этого не случилось, и по какой причине автомобильное министерство пожертвовало новой разработкой в пользу модернизации «полуторки» ГАЗ-ММ? Ответы на этот и другие вопросы — в первом томе книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки».
УАЗ-300 с грузоподъёмность в одну тонну мог бы встать на конвейер Ульяновского автозавода ещё в первой половине 50-х. Почему этого не случилось, и по какой причине автомобильное министерство пожертвовало новой разработкой в пользу модернизации «полуторки» ГАЗ-ММ? Ответы на этот и другие вопросы — в первом томе книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки».

В работе над книгой автор опирался на следующие документы: приказы и распоряжения директора завода, приказы и распоряжения главного инженера, эскизные и технические проекты новых моделей, протоколы испытаний макетных и опытных образцов, стенограммы заседаний в наркоматах и министерствах, различную переписку завода с Министерством обороны и НАТИ/НАМИ, постановления, распоряжения и приказы органов государственной власти — Государственного Комитета Обороны, Совета народных комиссаров, наркоматов, министерств и ведомств. Замечательным источником сведений стала и многотиражная заводская газета «#Сталинец» — печатный орган парткома, завкома, и дирекции УльЗИСа — УАЗа. Важно отметить, что использованные документы имеют строгую привязку к тексту, при этом в приложениях автор предлагает оформленный по рекомендациям ГОСТа пронумерованный перечень первоисточников.

Фрагмент первой полосы «Сталинца» от 29 января 1958 года. После срыва государственного задания по выпуску в 1957 году одной тысячи промтоварных фургонов УАЗ-450, с самого начала 1958 года газета возобновила призывы «с честью выполнить задание партии»…
Фрагмент первой полосы «Сталинца» от 29 января 1958 года. После срыва государственного задания по выпуску в 1957 году одной тысячи промтоварных фургонов УАЗ-450, с самого начала 1958 года газета возобновила призывы «с честью выполнить задание партии»…

Увлекательное повествование охватывает 1941–1958 годы и рассказывает о создании следующих автомобилей: УльЗИС-НАТИ, УльЗИС-253, УАЗ-300, УАЗ-302, УАЗ-450 (дизайн Арямова), #УАЗ-450 (серийный), УАЗ-462. Вместе с тем, читателям предлагается интересная и драматичная история эвакуации Московского автозавода имени Сталина (#ЗИС), в результате которой и возник будущий УАЗ, эпизоды короткой жизни дизеля «Коджу», и кроме того, впервые самая полная история Новосибирского автомобильного завода (НАЗа).

Что случилось с первыми «буханками» УАЗ-450 в дизайне Владимира Ивановича Арямова, почему по пути к конвейеру автомобиль сменил не только внешность, но и конструкцию кузова? Чем на самом деле отличается УАЗ-450 от ГАЗ-69? Об этом впервые рассказывает первый том книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки».
Что случилось с первыми «буханками» УАЗ-450 в дизайне Владимира Ивановича Арямова, почему по пути к конвейеру автомобиль сменил не только внешность, но и конструкцию кузова? Чем на самом деле отличается УАЗ-450 от ГАЗ-69? Об этом впервые рассказывает первый том книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки».

Посмотреть промо-ролик, снятый автором в заводском музее УАЗа, изучить аннотацию книги, расширенное содержание, примеры оформления «адресов» первоисточников, коллажи использованных иллюстраций, а также оформить подписку на книгу или поддержать проект любой суммой можно здесь. Просто перейдите по ссылке.

Как прошли первые испытания УАЗ-450 в серийном дизайне? С чем столкнулись конструкторы в рамках подготовки производства и постановки машин на конвейер? Что представляла из себя таинственная «большая буханка» УАЗ-462? Об этом рассказывает первый том книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки».
Как прошли первые испытания УАЗ-450 в серийном дизайне? С чем столкнулись конструкторы в рамках подготовки производства и постановки машин на конвейер? Что представляла из себя таинственная «большая буханка» УАЗ-462? Об этом рассказывает первый том книги «УльЗИС — УАЗ. Исторические заметки».

Хочу отметить, что издание не имеет аналогов по подбору документальной базы, не требует глубоких знаний по конструкции автомобиля и рассчитано на самого широкого читателя, который интересуется не только #историей УАЗа и #автомобильной промышленности, но и историей своей страны.

-7