"Год в изгнании или Солнечный ветер?" Заметки с Канского фестиваля под "черным" небом.
20 лет уже известно, что есть два Канских фестивалей-один традиционный с красной дорожкой в отеле "Карлтон" на набережной Круазетт в мае в Каннах, другой в городе Канске Красноярской губернии в августе. Почему этот маленький невзрачный городок, расположенный на реке Кан, градообразующими предприятиями которого являются (являлись) водочный завод по производству легальной водки, биохимзавод по производству сырья для нелегальной, да пара лесопилок?Это даже не нью Васюки...А всему виной топонимические каверзы, созвучность местечек Канны-Канск и практическая идентичность в произношении названий фестиваля. Конечно, организаторы рисковали 20 лет назад, когда впервые организовывали показ фильмов в глухом таежном месте, и не просто абы каких, но с амбициями, авангардных, загадочных, многослойных, тяготеющих не то к короткометражному артхаусу, не то к видеоарту и собранных со всего мира! Более того, как ни странно, этот совершенно неочевидный проект прижился и стал признанным во всем мире! Как говорится, смелость города берет...даже такие как Канск, в котором живут суровые мужики и женщины, останавливающие на скаку маршрутки в сторону Иркутска(850 км), Красноярска (220 км). Сейчас юбилейный 20 фестиваль проходит не в Канске, но в Красноярске(как говорят организаторы в первый и последний раз), как раз в дни режима очередного "черного" неба, это всегда бывает когда на дворе -20-30*, котельные и 3 ТЭЦ работают на полную мощь и щедро одаривают жителей города мелкодисперсной угольной пылью, концентрация которой официально превышает в 300-500 предельно допустимые нормы...Но как говорится, не Универсиада, можно и потерпеть и гостям, а местным уже давно все равно, они привыкли жить в городе-угольной шахте...Конечно не забывает про особый "аромат" и местный алюминиевый завод, находящийся в черте города, и з-д Медпрепаратов, и активная радиоактивность близлежащих к городу мест...И уж если говорить о плохом, то сразу перечислю то, что связано непосредственно с фестивалем, таких моментов немного и они не существенны, но есть. Нет программок, ни обзорных, ни подробных с кратким описанием. За 20 лет ничего не изменилось, фильмы так же идут одним сплошным потоком без деления на жанры-и игровые, и документалка, и видеарт, и авангард, и мультики...Как, по каким критериям выбирать лучшее, ведь нельзя же под одну гребенку оценивать к примеру Михалкова и Алена Рене, Оскара Фишингера и Люка Годара? Напрашивается классификация на традиционный "короткий" метр, на авангард (экспериментальное) кино, дабы пускать фильмы для просмотра в два потока и вручать как минимум два "Золотых секатора". Нет приза зрительских симпатий. Вполне возможно, что есть какие-то спецпризы(завтра узнаем), ничего не известно, ведь в Красноярске это событие происходит впервые...Вот собственно и все о плохом. Все остальное достойно восхищения. На встречу со зрителями приглашены авторы короткометражек из России, из других стран связь по "зумму" через приглашенным переводчиком, в фойе Дома кино выставка авангардных художников-членов жюри (Василий Слонов и Ко), сопутствующие программы-концерт Ивана Жука и Анны Хвостенко (должен был выступать Петр Налич, он же и член жюри, но не приехал, заболел), показ лучших короткометражек в мире за 2020, лекция о с'емках животных в кино, показ в день открытия старого доброго фильма Сергея Лобана "Шапито-шоу" с Мамоновым, немного похожего на "Ассу", но интереснее, правда немного долговатого(210 мин.). Билеты на все сеансы бесплатны. Все расходы взял на себя фонд Михаила Прохорова. Спасибо! В жюри вместе с художниками режиссеры, и даже сотрудник португальского посольства в России Жоау Жоау, он уже был в Красноярске в прошлом году, представлял фестиваль португальского кино в т.ч. с ярким, талантливым и неоднозначным фильмом "Ангелом-хранителем" и поразил всю местную публику интеллектом, эрудицией, мудростью и тем, что на русском он разговаривал правильнее, интереснее и красивее, чем мы, русские...Только выбор у жюри конечно очень сложный. Как сравнить и оценить что выше, интереснее, глубже , к примеру минимализм и оригинальность "Офелии" с экспрессией и вызывающей яростью"Русалки" и "Бодхи", авангардного потока " Я пластик", "Recaptcha" и "Погружения", фильмов с изящной концовкой "Пролет", "40 А", "Навсегда", "Фитнес-патриот", "Молчи", (каждый из которых уже готов для лонг-листа "Манхеттенских шортс"), эстетской завораживающей визуальности "Плоти и трепета", "Шумных потоков тишины" и "Лысых", роуд муви под хорал "Одна неделя лета"...И это только после первого дня, половины конкурсной программы! Конечно, я простой провинциальный обыватель, и на мякине меня провести можно, но, уверяю вас, не на любой, мне есть с чем сравнивать и со внеконкурсными программами ММКФ и с целевыми сеансами "Музея кино", в его золотые времена на Красной Пресне, где я бывал..Так вот программа фнстиваля не только не уступает вышеуказанным проектам, но в чем-то даже их и превосходит...как говорится "Майя Дерен, Йонас Мекас, Джун Пайк нервно курят"...Но при этом есть еще один фильм, который выбил во мне сегодня все пробки. Это " Год в изгнании" турка Малаза Уста, рассказ о сирийском беженце в Стамбуле, блестящий и удивительный видеоряд в доли секунды (почти фотографии!)- тысяча, десятки тысяч мгновений...коты, старики, улицы, собаки, сигаретный дым, базары, дома, брусчатка, скамейки, дворы, море, глаза, улыбки, солнце, снег, снятые изысканно и просто, образующие видеомелодию с наложением грустными размышлениями о смысле жизни вообще и в изгнании, с пейзажами Сирии, черно-белые и цветные, разбитые по месяцам под щемящую музыку...Это просто хороший удар поддых, от которого сносит голову, точно шорт лист Манхеттена! Конечно, прием не нов. К примеру удивительный фильм "Солнечный ветер" (2011) Амира Галиаскарова. Там парень временно вылечивается от слепоты и видит мир в новых красках, понимает всю ценность каждого мгновения, всю хрупкость и зыбкость красоты и чуда жизни, но слепота возвращается и надежды на спасение никакой. И перед окончательной тьмой герой прокручивает то, что он видел, ту обыденность, мимо которой мы проходим, не замечая ее, а она-она...насколько бесценна, красива...цветение яблонь, лужи, качели, небо, хлопающая дверь, разбитое окно, глаза любимой, улыбка, которую он больше никогда не увидит...Конечно, когда видишь такое кино, жизнь просто становится лучше...И пусть Канский фестиваль навсегда пропишется еще и в Красноярске, глядишь тогда и небо над ним не будет таким "черным", ведь главное не в том, когда мы задыхаемся легкими, главное не задохнуться душой. А с такими событиями дышится легче...и спасибо всем, кто к этому причастен...И до завтра...до очередного чуда жизни...до открывающейся двери в кинозал...до улыбки билетерши...до гаснущего света...до магии кино...до вручения "Золотого секатора"...до тех мгновений, которые мы будем помнить всегда...