Совмести машину с деревом
Когда ползаешь целый день по свёкольному пластику длиной в километр, ночью смотришь сны про свёклу. Когда весь день окучиваешь картофельный пласт тяпкой, стоит закрыть глаза - как в голове снова ровные ряды картошки. Тогда, живя в деревне, я ещё не знал о том, что этот психический феномен имеет своё название - "эффект Тетриса".
Тетрис был изобретён советским программистом Алексеем Пажитновым в 1984 году. А с ростом популярности этой игры миллионы пользователей по всему миру имели возможность во всей красе испытать на себе эффект Тетриса:
- В том году я остался «на неделю» у друга в Токио, и Тетрис поработил мой мозг. Ночью геометрические фигуры исчезали в темноте, когда я лежал на арендованном татами. Несколько дней я сидел на лавандовом замшевом диване и яростно играл в Тетрис. Во время редких прогулок из дома я визуально совмещаю машины, деревья и людей...
Джеффри Голдсмит, журнал "Wired", май 1994
Исследование 2000-го года показало, что 60% людей после нескольких часов игры в Тетрис не только видят падающие блоки во сне и наяву, но и мысленно пытаются "совместить машины с деревьями", как это описывал Джеффри.
Более раннее исследование 1991-го года едва не поставило учёных в тупик: выяснилось, что мозг опытных игроков, решая несравнимо более сложные задачи в Тетрис на повышенных скоростях, тратит существенно меньше энергии, чем мозг начинающих. Было доказано, что примерно через месяц систематической практики нейронные связи настолько укрепляются, что производительность мозга при решении аналогичных задач возрастает в семь раз.
Таким образом, эффект Тетриса - это объективный показатель того, что мозг выстраивает новые связи, пытаясь оптимизировать мыслительные процессы, сделав их менее энергозатратными.
Самое интересное, что история знает примеры того, как люди использовали эффект Тетриса вполне осознанно для решения сложных творческих задач.
Волшебный шар Эдисона
В одной из прошлых публикаций я писал об американском изобретателе Томасе Эдисоне, который намеренно эксплуатировал эффект Тетриса для визуализации творческих решений. Выглядело это так.
Будучи предельно сосредоточенным на своём проекте (Эдисон буквально жил в лаборатории), изобретатель использовал короткий "кошачий" сон, для того, чтобы продолжить размышления, находясь в дремотном состоянии. С этой целью он брал в руку тяжёлый стальной шар, а когда глубина сна достигала соответствующего значения, шар выскользал из ладони, ударялся о пол, будил Эдисона, и тот тотчас записывал всё, что видел в дрёме. Эффект Тетриса, по уверению самого Эдисона (конечно, во времена Эдисона данного термина ещё не существовало), помогал ему визуализировать проблему и находить нестандартные её решения.
Эффект Тетриса становится причиной многих инсайтов, внезапно прорывающихся в сознание, у творческих людей, погружённых в какую-то разработку. Поэтому данная особенность мозга может сознательно эксплуатироваться в том случае, если это оправдано спецификой профессиональной деятельности. Для этого требуется:
1. Идеальные условия труда, которые обеспечивают максимальное погружение в задачу.
2. Сосредоточенность только на одном проекте. Любое распыление интеллектуальных ресурсов сведёт эффект Тетриса на нет.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
#психология #мозг #мышление #эффективность #игры #самопознание #саморазвитие #программирование #творчество #психотехники