Найти тему
VIKENT.RU

Пределы роста и внедрения научной темы / идеи по Л.С. Выготскому

Оглавление

Аналогичные статьи см. в Категории 🖇 Применение S-образных моделей

1. Лев Семёнович Выготский — отечественный психолог. Американский историк науки Стивен Тулмин назвал его «Моцартом в психологии» & Изображение Tomislav Jakupec с сайта Pixabay
1. Лев Семёнович Выготский — отечественный психолог. Американский историк науки Стивен Тулмин назвал его «Моцартом в психологии» & Изображение Tomislav Jakupec с сайта Pixabay

Л.С. Выготский в 1927 году путём анализа судьбы четырех психологических идей начала XX века — психоанализа З. Фрейда, рефлексологии В.М. Бехтерева, гештальтпсихологии М. Вертгеймера и персонализма В. Штерна — показывает общие стадии их нелинейного роста и развития. Этот материал был опубликован впервые только в 1982 году.

В силу большой абстрактности изложения приведем краткий конспект:

Факторы развития идеи

«Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т. п. — все это может быть научно объяснено на почве связи данной науки:

  1. с общей социально-культурной подпочвой эпохи,
  2. с общими условиями и законами научного познания,
  3. с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования, т. е. в конечном счете — с требованиями объективной действительности, изучаемой данной наукой; ведь научное познание должно приспособляться, применяться к особенностям изучаемых фактов, должно строиться согласно их требованиям. И поэтому в изменении научного факта всегда можно вскрыть участие объективных фактов, изучаемых этой наукой.

Все эти три точки зрения мы постараемся иметь в виду в нашем исследовании.

Общая судьба и линии развития таких объяснительных идей могут быть выражены схематически.»

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: В 6 томах. Том 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. — 488 с. — (Акад. пед. наук СССР) — с. 302-303.

1. Первая стадия

  • Крупное научное открытие порождает идею, выходящую за пределы частной группы явлений, где оно наблюдалось и было сформулировано;
  • Эта идея перестраивает обычное представление обо всей области явлений, к которой относится открытие.

2. Вторая стадия

  • Идея распространяется на соседние области явлений, т.к. породившее её научное открытие проверено и неоспоримо;
  • Изменяется сама идея и/или ее применение;
  • Появляется более абстрактная формулировка идеи.

3. Третья стадия

  • Идея приспосабливает к себе понятие, лежащие в основе дисциплины;
  • Основное понятие дисциплины также приспосабливает к себе идею;
  • Идея легко переносится в соседние дисциплины, не прекращая видоизменяться сама и видоизменяя области, куда проникает.
  • В этой стадии судьба идеи всецело связана с судьбой представляющей ее дисциплины, борющейся за господство.

4. Четвёртая стадия

  • Хотя бы одна научная школа заявляет как проект распространить идею на все дисциплины их науки;
  • Идея становится новым основным понятием породившей её дисциплины и теряет там свою объяснительную силу;
  • Идея теперь выступает связью между разными науками;
  • Идея теперь открыто включается в ту или иную философскую систему, распространяется, изменяясь и изменяя, на самые отдаленные сферы бытия, на весь мир, и формулируется в качестве универсального принципа или даже целого мировоззрения.

5. Пятая стадия

  • Идея, будучи в своей философской форме, затуманенная и отделенная от породившего её научного открытия, раскрывает, из каких социальных тенденций она возникла, каким классовым интересам служит. Из научного факта она опять становится фактом социальной жизни.
  • Идея вступает в стадию усиленной борьбы и отрицания со всех сторон, т.к. она потеряла связь с породившим её научным открытием.
  • «И вот в этой стадии борьбы против идеи судьба ее определяется примерно так.

    Новой идее, как новому дворянину, указывают на ее мещанское, т. е. действительное, происхождение.
    Ее ограничивают теми областями, откуда она пришла; ее заставляют проделать вспять свое развитие; ее признают как частное открытие, но отвергают как мировоззрение; и теперь выдвигаются новые способы осмыслить ее как частное открытие и связанные с ней факты.

    Иначе говоря, другие мировоззрения, представляющие другие социальные тенденции и силы, отвоевывают у идеи даже ее первоначальную область, вырабатывают свой взгляд на нее — и тогда
    идея или отмирает, или продолжает существовать, более или менее плотно включенная в то или иное мировоззрение среди ряда других мировоззрений, разделяя их судьбу и выполняя их функции, но как революционизирующая науку идея она перестает существовать; это идея, вышедшая в отставку и получившая по своему ведомству генеральский чин.»

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: В 6 томах. Том 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1982. — 488 с. — (Акад. пед. наук СССР) — с. 304-305.

Важно: Л.С. Выготский не утверждал, что эта схема отражает развитие любой научной идеи в любой науке.

Однако есть определенные сходства этой схемы с циклом ожиданий от IT-технологий — инструментом анализа, который консалтинговая компания Gartner использует с 1995 года. Его структура выглядит следующим образом:

  • технологический триггер (technology trigger);
  • пик чрезмерных ожиданий (Peak of Inflated Expectation);
  • избавление от иллюзий (Trough of Disillusionment);
  • преодоление недостатков (Slope of Enlightenment);
  • плато продуктивности (Plateau of Productivity).
What’s New in the 2022 Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies / Gartner
What’s New in the 2022 Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies / Gartner

Автор конспекта Трушинский Анатолий Игоревич.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист VIKENT.RU из 16-ти видео:

СТРАТЕГИИ ТВОРЧЕСТВА / КРЕАТИВА

Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Воскресным вечером 11 сентября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдёт онлайн-лекция № 288:

ТИПОВЫЕ ОШИБКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / КОНТЕНТА и их ВЛИЯНИЕ на РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ (часть I)

Регистрация Новичков на бесплатный онлайн-курс портала VIKENT.RU + Правила, почему Вас могут удалить с курса: https://vikent.ru/w0/

Также, идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 18 сентября 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Лев Семёнович Выготский — отечественный психолог. Американский историк науки Стивен Тулмин назвал его «Моцартом в психологии» / Public Domain & Изображение Tomislav Jakupec с сайта Pixabay
  2. What’s New in the 2022 Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies / Gartner

#vikent_ru #наука #наукаитехнологии #научнаятеория #науковедение #экспансия #эволюция #творческийпотенциал #десятилетиенауки #выготский