Пандемия изменила наше отношение к зрелищным формам: мы отвыкли ходить в театр, в кино, на концерты. А в нынешней ситуации еще и билеты стали вдвое дороже, ведь театрам нужно как-то выживать. За онлайн-театром будущее, так ли это? Многие режиссеры уже освоили интернет-технологии зрелищных программ. Если онлайн-театр дальше будет развиваться, то возможно и необходимо использование этого нового инструментария в живом театре. Это серьезное обогащение для режиссерского языка.
Существование онлайн-театра безусловно расширило границы театральности. Это опыт синтезирования театра и кино, театра и видеоарта, театра и веб-дизайна, все это заставляет задуматься над тем, что в нынешних условиях можно считать театром, а что уже театром не является. Перевоплощение и живой план – это по-прежнему атрибуты театра, или уже нет?
Показательно, что самыми интересными проектами онлайн-театра были спектакли о поведении человека в сети. И если К.С. Станиславский говорил, что «зритель – это третий творец спектакля», теперь, пожалуй, зритель становится первым.
Это тенденция автоматически в живой театр пока не пришла (с некоторыми исключениями). Какие мы в сети, что такое сетевая активность и сетевая анонимность, что такое возраст в сети и почему так много жлобства, хамства, наготы и насилия в сетевом пространстве, почему сетевое существование так эпатажно, что такое новая откровенность?
В некоторых онлайн-спектаклях публику прямо-таки нагружают творческой работой — как в проекте «Алло» для WhatsApp (режиссер Борис Павлович и драматург Элина Петрова). Это часовой телефонный разговор с актрисой, где зрителю нужно читать реплики с листа, иногда — импровизировать. Именно поэтому многие ненавидят театр и говорят, что предпочитают кино. Там никто не пытается вступить с ними в контакт, спровоцировать на диалог, вовлечь в действие. Это зона комфорта, в которой спокойно наблюдаешь происходящее на экране. В современном театре, в том числе и российском, зритель, даже если его не вытаскивают на сцену и не просят подержать реплики, в безопасности себя все равно не чувствует.
П. Пави еще в прошлом веке утверждал: «Рамки театрального представления — это не только тип сцены или места сценического действия, но также, в более обобщенном значении, совокупности опыта и ожиданий зрителя». И вот уже зритель сам творит свой спектакль.
В TikTok запускают и челлендж #весьмиртеатр, где каждый пользователь сможет почувствовать себя в роли режиссера, сценариста и актера одновременно.
По данным представителя соцсети месячная активность аудитории TikTok в России в январе 2022 года достигла 24 млн. пользователей. Дети и подростки составляют 43% аудитории, люди от 18 до 34 лет — 33%, от 25 до 34 лет — 21%. Больше половины — платежеспособная аудитория, которая может стать вашим подписчиками, а затем и зрителями в театре.
Ведь каждый ролик, пусть и на несколько минут, строится по законам театра. Этот закон сформулировал В.И. Немирович-Данченко: «выйдут на площадь два актёра, расстелют коврик, начнут играть пьесу, и если они талантливы, — это уже театр», — именно поэтому некоторые ролики действительно маленький театр.
В современной реальности совершенно невозможно сказать, как правильно создавать и оценивать коммуникацию со зрителем, поскольку практически каждый режиссер и актер становятся демиургами, творящими на сцене новую реальность, и каждый творит ее по своим законам. А зритель по своим законам эту реальность воспринимает.