Методов бесплатного продвижения не так уж и много и их эффективность часто далека от 100%. И все же, если на старте у вас совсем нулевой бюджет, то другого выхода у вас просто нет. Стоит сразу оговориться, что эти методы продвижения стоит считать условно-бесплатными. Вы не тратите денег на привлечение целевой аудитории, но вам точно придется потратить свое время и немало.
Большинство новичков в соцсетях используют френдинг и инвайтинг. Суть метода проста. Вы заводите аккаунт и добавляете в друзья, или подписываетесь на представителей вашей целевой аудитории. Затем тем, кто ответил взаимностью вы либо напрямую в аккаунте продаете какие-то товары, либо приглашаете в свою группу, созданную для продаж. Обязательно условие при использовании этого метода четкое понимание того, кто является вашей целевой аудиторией и 100% попадание в нее. Иначе вас будут постоянно банить за рассылку спама и т. п.
Какие еще есть подводные камни у френдинга? Ограничения и лимиты самих соцсетей. Например, ВКонтакте в день вы можете отправить не более 50 заявок в друзья, а в группу приглашать не более 40 человек. А Instgram может заблокировать вас просто за то, что действия в аккаунте совершаются слишком часто и посчитать, что вы специально созданный робот. Соответственно из-за подобных лимитов темпы продвижения крайне низки.
Еще один метод бесплатного продвижения — хэштеги. Стоит правда оговориться, что метод этот работает не во всех соцсетях. Тот же ВКонтакте вводил эту функцию, чтобы по аналогии с Твиттером облегчить поиск конкретной информации в сети. Однако этот метод не прижился так, как задумывался. Поиском по хэштегам пользуется очень маленький процент пользователей. Зато в Instagram подобный поиск все еще актуален. Однако ожидать, что по правильному хэштегу к вам прибежит огромное количество подписчиков не стоит.
Самый потенциально эффективный метод бесплатного продвижения — это бартер, когда за рекламу вашего продукта или вашей группы вы предлагаете не деньги, а товары или свои услуги. Здесь все зависит от вашей фантазии и вашей способности договариваться. Составьте список того, что вы можете дать взамен на вашу рекламу. Это может быть и бесплатный продукт вашей компании, и какие-то небольшие работы для владельцев другого аккаунта или группы, и ответная реклама в вашем и личном профиле и т. п. Все зависит от того, какими ресурсами вы обладаете. По бартеру можно добраться и до довольно крупных аккаунтов и групп с обширной аудиторией.
Если у вас уже есть какая-то небольшая своя аудитория, то вы можете «меняться» рекламными постами с аккаунтами смежных тематик и более-менее близким количеством аудитории. Поясню на примере. Допустим у вас есть аккаунт для продажи косметики собственного производства, на который подписано 1000 человек. Вы можете искать аккаунты тех тем, которые очень вероятно заинтересуют вашу аудиторию: украшения, hand-made, женская одежда и т. п. — с аудиторией также около 1000 человек. Дальше вы договариваетесь и размещаете посты или сторис друг о друге. При подобном бартере с небольшими аккаунтами или группами важно обращать внимание на то, насколько «живая» та аудитория, которая вам предлагается. Ведь если подписчики накручены и по большей части являются ботами, то результата такое размещение вам не принесет.
Самый широко известный способ бесплатного привлечения подписчиков — розыгрыш призов за подписку или вступление. Вы наверняка часто видели подобные конкурсы: подпишись на нас, вступи в нашу группу, сделай репост, отметь друга и выиграй пиццу, суши, смартфон, бесплатный билет и т. д. и т. п. Основная идея таких розыгрышей именно в отметке других аккаунтов или репосте. Участники делятся со своими друзьями информацией о вас и вашем продукте и те, если заинтересовались также становятся вашими подписчиками и делятся информацией о вас уже со своими друзьями. По сути получается некое подобие сарафанного радио, где один из участников еще и подарок получает. В теории все замечательно. На практике, если вы решите устраивать конкурс, стоит помнить о некоторых нюансах.
1. Если у вас очень мало собственной аудитории скорее всего вам придется вкладывать деньги в продвижение своего конкурса, иначе о нем практически никто не будет знать. О платном продвижении поговорим в другой раз.
2. Если вы просто ставите условие подписаться и кого-то отметить или сделать репост, то очень большая вероятность, что в вашем конкурсе будут участвовать «призоловы» в большом количестве, а реально нужной вам аудитории практически не будет. Кто такие призоловы? Чаще всего это фейковые аккаунты, созданные специально для того, чтобы участвовать в подобных розыгрышах. У них в друзьях либо такие же фейки, либо просто накрученные люди. Такие аккаунты честно на вас подписываются и выполняют все условия и также честно удаляются как только розыгрыш завершен и определились победители. Кроме того, учитывая, что у них нет настоящих друзей, которые смотрят их сторис или новости эффект сарафанного радио, о котором я говорила пропадает и информация о вас не распространяется.
3. Еще одна большая проблема, с которой сталкиваются организаторы подобных розыгрышей: участники конкурса не станут вашими покупателями. Скорее всего. Часто небольшие бизнесы рассчитывают на то, что те, кто не победил, все равно заинтересуются товаром и приобретут его за деньги. Такое чаще всего не работает. Только если у вас какой-то хайповый продукт, который все хотят приобрести. В остальных же случаях участники розыгрышей, если они не из вашей аудитории, а привлечены именно для участия, мгновенно за покупками не отправятся. Поэтому стоит продумать механику поощрения тех, кто в итоге победителем не стал. Например, вы можете после объявления победителя дать остальным участникам возможность в течение небольшого отрезка времени (например 24 часа) купить этот самый товар с заманчивой скидкой. Либо подарить всем, кто участвовал в розыгрыше, а потом совершает покупку какой-то подарок. То есть вам все равно нужно придумать какие-то стимулы для того, чтобы люди совершили покупку. Да, все это может сказаться на бюджете, если вы только начинаете. Но если вы уверены в том, что попробовав ваш продукт однажды покупатели будут за ним возвращаться снова и снова, то потратиться стоит.
Я не отговариваю вас устраивать конкурсы и розыгрыши, но призываю тщательно продумывать механику, варианты участия и т.д., для того, чтобы конкурс принес результаты.