«Фильм шведского режиссера Арне Мэттсона «Манекен (в красном)»… носит откровенно декадентский характер.
Это история любви полупомешанного юноши к манекену, который он украл в магазине женского платья, принес к себе в мансарду и на протяжении многих частей ласкал с жаром, способным растопить воск манекена.
Об этом романе узнают соседи — злые и черствые люди, они доводят юношу до полной потери рассудка, до преступления.
Душевная болезнь героя подчеркнута в фильме зловещим изобразительным колоритом. В картине господствует тьма, мрак. Ощущение болезненности происходящего усиливает необычность ракурсов, лихорадочный ритм монтажа.
Исследование тайников ущербной психики, предпринятое с фрейдистских позиций, подтолкнуло постановщика к изощренности формальных приемов, напоминающих искания экспрессионистов в кинематографе 20-х годов.
И с этим выступил Арне Мэттсон — художник, чьи фильмы (вспомним хотя бы «Она танцевала одно лето») импонировали духовным здоровьем героев, чистотой художественной формы!..
Трудно сказать, что именно — материальная зависимость от продюсеров или причины мировоззренческого характера — толкает таких художников на путь эр(…)ки, мистики, декадентства. Но их фильмы— свидетельство того, что коммерческое кино опирается не только на холодных ремесленников. Эти процессы нельзя не видеть, нельзя недооценивать.
Но одновременно нельзя не видеть и того, что реакционная ветвь современного кино, где интересы коммерции смыкаются с идейной борьбой против прогресса, не в силах представить никакой позитивной программы» (Источник: Писаревский Д. Венеция, 1962 // Искусство кино. 1963. С. 126).