Наверняка многие из вас знают, что тепловозы по применению делятся на маневровые и магистральные. Маневровые нужны для перемещения ж/д составов от одного предприятия к другому на небольшие расстояния с небольшой скоростью. Магистральные же бывают пассажирские и грузовые, которые курсируют на дальние расстояния.
Так вот одним из визуальных отличий одного типа тепловозов от другого является то, что у маневровых тепловозов всего лишь одна кабина, в то время как у магистральных их две. Маневровые, как правило, имеют так называемую капотную компоновку. Это значит, что с одной стороны размещён дизель, а с другой находится кабина. При этом где здесь перед, а где зад - не так важно, потому что тепловоз может тянуть и толкать состав в обе стороны. И казалось бы, раз тепловоз маневровый, то ему как раз положено иметь две кабины, чтобы обзорность машиниста была лучше, а "манёвры" точнее.
Чтобы выяснить почему у магистральных тепловозов с обеих сторон кабины, а у маневровых всего лишь одна, мы обратились к опытному машинисту, который успел поработать и на тех, т на других.
И как оказалось, машинисту маневрового тепловоза вообще не нужно смотреть вперёд. И связано это со спецификой его работы.
При движении управлением капотом вперёд машинист находится справа. При этом все путевые сигналы тоже находятся справа. Это же относится и к сигналистам - они тоже справа. И таким образом получается, что выступающий капот с дизелем вообще не мешает движению, потому что машинисту не нужна обзорность.
Что же касается современных маневровых тепловозов, то на них устанавливается дополнительный пульт управления на месте помощника машиниста. Он нужен для движения кабиной вперёд. На нём продублированы все органы управления и приборы. Если помощника нет, то машинист с этим пультом пересаживается на левую сторону и точно также контролирует ситуацию справа.
Всё это существенно удешевляет стоимость тепловоза. Если бы он был с двумя кабинами, то был бы дороже.
А вот по поводу магистральных тепловозов, то там две полноценные кабины с обеих сторон нужны для полноценного движения с одинаковой скоростью обеими сторонами. Потому что при движении на большие расстояния и с относительно высокими скоростями машинисту не нужно смотреть вбок направо, ему нужен хороший обзор, в т. ч. и вперёд. Это касается и грузовых, и пассажирских тепловозов.
Машинисты иногда останавливают поезд перед развилкой, чтобы пропустить встречный состав, либо снижают скорость, чтобы убедиться, что пропускают его. Для этого магистральным и нужен хороший обзор, и поэтому кабины две.
А у совсем новых маневровых тепловозов есть даже выносные пульты, которые позволяют машинисту управлять тягой и тормозом из любой точки тепловоза.