Повысить учителям зарплаты и присвоить статус госслужащих, предоставить им официальную дисциплинарную власть, снизить бюрократическую нагрузку до минимума и расформировать Рособрнадзор, закрепить за цифровыми методами статус вспомогательных, а не основных, вернуть советские учебники и выпускные экзамены - чтобы возродить качественное массовое школьное образование, которое сейчас находится на пороге пропасти.
В школе он никогда не работал, но говорит, что много общался педагогами и знает ситуацию изнутри.
Охотно верю.
Но я сейчас не манифест хочу обсудить.
Дело в том, что я, будучи мамой трех сыновей, остро интересуюсь проблемами современного школьного образования. Собственно, я начала ими интересоваться еще в те приснопамятные времена, когда и сыновей-то никаких в проекте не было. Я бросила офис в Москве и пришла работать в районную детскую библиотеку. Там я не только книжки выдавала, но и проводила мероприятия, плотно общаясь как со школьниками, так и с учителями своего района.
Потом меня перевели на должность заведующей сектором поддержки образовательного процесса в Центральную городскую детскую библиотеку. В этом статусе я стала гораздо меньше работать с детьми, но гораздо больше - с учителями.
Я принимала участие в конференциях, семинарах, практикумах, занималась выпуском методических материалов, но главное - говорила с педагогами основного и дополнительного образования, школьными библиотекарями, завучами и директорами.
С некоторыми из них у меня сложились теплые доверительные отношения.
Как раз таким человеком была Надежда Михайловна - учитель русского и литературы, педагог высшей категории. Грамотная, интеллигентная, очень сердечная, она отдала профессии 40 лет жизни и искренне болела душой как за школу, так и за каждого ученика.
Надежда Михайловна приводила свой класс в библиотеку на литературные часы, и пока с ребятами работали в читальном зале, частенько беседовала со мной в кабинете. Однажды мы, как обычно, сидели, пили чай, разговаривали (кажется, обсуждали новый ФГОС, который как раз тогда наделал шороху) и Надежда Михайловна сказала:
- Знаете, в чем главная проблема нынешней школы, Юленька?.. Нет, не кастрированные учебники и вывернутые наизнанку программы. Не обилие бюрократии и выгоревшие дотла педагоги. Не ЕГЭ!.. И даже не общее падение интеллектуального и духовного уровня учеников (и, признаемся, их родителей). Главная проблема нынешней школы - ей не нужны дети. Совсем.
Она сказала это с огромной горечью, оторвав слова от самого сердца.
И она сказала правду.
Именно поэтому я не верю в успех "Манифеста", который многие сегодня призывают всячески пропагандировать, в надежде донести его содержание до президента и Госдумы. Не верю, но не потому что "Манифест" плохой (хотя, на мой взгляд, некоторые его пункты весьма отдают популизмом), а потому что школа - это не перегоревшая лампочка.
Ее нельзя просто взять и выкрутить, а на место поставить новую.
Особенно, если патрон сгнил.
Школа - это отражение общества и государства. Советскую школу сегодня многие вспоминают с такой ностальгией не только потому, что она была качественно лучше, но и потому, что она отражала куда более здоровое общество и куда более сильное государство.
Нынешней школе не нужны дети, потому что они не нужны тем, кто школой управляет (и я, разумеется, не про директоров и даже не про Рособрнадзор).
Но они, к счастью, нужны нам, родителям. От нас зависит, каким будет их образование - не в масштабах страны, а в каждом конкретном случае.
Поэтому я уже много лет присматриваюсь к семейной форме обучения. Моим старшим сыновьям 6 лет, возможно, начальную школу они успеют закончить до того момента, как школа окончательно превратится в тень себя. Но дальнейшие перспективы очного среднего образования в России теряются в тумане. Всеобщий дистант?.. Полнейшая цифровизация? Кто его знает... Но Савватеев совершенно прав - школа действительно находится в глубоком системном кризисе, и лично я не верю в то, что она из него выйдет.
Поэтому уже сейчас отрабатываю методики и изучаю опыт, подбираю программы, учебники и онлайн-ресурсы. Я не педагог, но готова к тому, что придется им стать.
Ибо через 5 лет, когда мои сыновья закончат начальную школу, у меня просто может не быть другого варианта.
P.S. А Надежда Михайловна несколько лет назад умерла. Вроде, на здоровье особо не жаловалась. Пришла однажды домой из школы, поставила чайник на плиту - и упала. Сердце.
____________________________
Лайки, комментарии и репосты в другие соцсети строго приветствуются.