Найти тему

КОЛОССЯНАМ (ч.40): УМЕРЩВЛЕНИЕ ИХ АМОРАЛЬНОГО ПРОШЛОГО

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядёт на сынов противления, среди которых и вы некогда вращались, когда жили так» (Кол. 3:5-7).

Раздел 3:5–14 Павел начинает с ряда побуждений, выраженных в повелительном наклонении, и слова «итак» (ун), чтобы показать, что эти повеления исходят из его предыдущих слов. Колоссяне воскресли с Христом, умерли для стихий мира и теперь могут с нетерпением ожидать своего явления с Христом в славе, а потому должны жить соответственно. Поскольку они стали новыми людьми, то и жить должны как новые люди. Новые-то новые, да несовершенные, и потому им нужно возрастать до духовной зрелости. Павел на личном уровне понимал это; после многих лет миссионерской работы для Христа он всё ещё не достиг, а только стремился достигнуть высокой цели христианской зрелости (Фил. 3:13, 14).

Эти христиане должны были умертвить плотские страсти и больше не позволять им контролировать себя. Павел хотел, чтобы они осознали пустоту и бесплодность всего земного, чтобы поняли, что мир ничего не может им дать. Им нужно было помышлять о небесных реалиях и видеть ту славу, которой они могли достичь и которую иметь. Внушив им эту мысль, Павел перечисляет, какие земные качества им нужно взрастить в себе и от каких дел отказаться, чтобы иметь небесную славу.

Колоссяне должны отбросить отрицательные качества (ст. 5–11) и облечься в духовные (ст. 12–14). Перечень отрицательных качеств разделён на две части. В первую входят плотские страсти, которые были особенно близки язычникам (ст. 5). Им нужно было отложить их из страха перед Божьим гневом (ст. 6). Вторую составляют неприемлемые черты характера (ст. 8, 9), которые читатели Павла должны были уметь контролировать, потому что они отбросили свою старую суть и облеклись в новую (ст. 9, 10).

В других своих письмах Павел приводит аналогичные списки пороков. В них он включает грехи, которые не пускают в царство Божье: блуд (прелюбодеяние), нечистота, любостяжание (жадность) и идолослужение (Гал. 5:19; 1 Кор. 6:9). Он велит христианам не общаться с братьями и сёстрами во Христе, погрязшими в одном из этих грехов, — с блудниками, алчными (жадными) и идолослужителями (1 Кор. 5:11).

В 3:5–14 Павел использует три глагола, выражающих завершённое и решительное действие, требуя от колоссян, чтобы они во всём достигли того, что он перечисляет. Во-первых, говорит он им, «умертвите» определённые греховные дела (ст. 5–7). Во-вторых, «отложите» определённые пороки (ст. 8, 9). В-третьих, «облекитесь» (ст. 10–14) — полностью оденьтесь — в определённые добродетели.

«Итак, умертвите земные члены ваши» (3:5)

Они должны умертвить [свои] земные члены (3:5). Добрые дела, как и злые, совершаются посредством «членов» (меле) тела. Руки могут воровать или помогать другим; ноги могут привести человека туда, где совершают злое или где поклоняются Богу; глаза могут читать и видеть всякие искушения или сосредоточиться на Божьем Слове; язык может злословить или говорить полезные и ободряющие слова; уши могут слушать непристойную болтовню или здравые вещи, а голова — иметь греховные или святые мысли. В этом контексте Павел лишь в общих чертах говорит об использовании членов тела во зло. Он учит, что смерть к пороку реальна только в том случае, если христиане считают её реальной. «Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11).

Глагол «умертвите» (некросате), в этом стихе употреблённый в повелительном наклонении, в греческом языке очень сильный. Павел учит их, чтобы они полностью убили в себе греховные дела плоти, которые должны были прекратиться при крещении (Рим. 6:1–6). Хотя они и умерли к своему прошлому образу жизни, когда крестились, это не означает, что притягательные, заманчивые пороки были мертвы в их жизни. Так как существует опасность, что они могут вновь появиться в их жизни, то их нужно «умертвить», полностью искоренить.

Эдвард Лос пишет: «Умертвите. Это означает: пусть ветхий человек, который уже умер в крещении, остаётся мёртвым: “Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем”». И далее комментирует: «Смерть с Христом, произошедшая при крещении, теперь должна быть усвоена умерщвлением “земных членов”».

Павел призывает этих христиан жить в настоящем, умерев к прошлому. Павел не говорит, что слово «умертвите» нужно воспринимать буквально; он употребляет его иносказательно, имея в виду изменение образа жизни, полное избавление от мирской скверны. Грехи приходят от извращения желаний плоти — таких как секс, голод и телесный комфорт, — в которых, если они выражаются в Божьих рамках, нет ничего предосудительного. Колоссяне должны направлять свои плотские страсти в нужное русло, чтобы контролировать их и использовать для Бога. Само по себе тело не греховно, но через него к человеку может прийти грех. С помощью него, кстати, сердце выражает и добрые дела. Источник добра и зла в жизни человека находится в самом человеке (Мф. 15:19, 20). Настоящий человек — это внутренний человек.

Если члены тела мертвы к греховным намерениям, то результатом для них будет новое применение и намерение. «Представьте тела ваши в жертву живую святую, благоугодную Богу» (Рим. 12:1). «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем» (2 Кор. 7:1). Упразднить нужно не физическое тело, а тело греха (Рим. 6:6). Для оживших из мёртвых колоссян их члены должны быть не орудием неправедности, а орудием праведности (Рим. 6:13). Члены тела нужно поставить на служение праведности, а не беззакония и нечистоты (Рим. 6:19).

Мирские люди могут до некоторой степени убрать разные пороки из своей жизни или же развить в себе некоторые добродетели, характерные для новой жизни, к которой призывает Павел. Но у нас, христиан, есть Помощник, которого у мира нет (Ин. 14:17) и который может укрепить нас в стремлении всё более и более освящаться в своей жизни (Еф. 3:16; 2 Кор. 7:1). Мир может стремиться к таким изменениям по эгоистичным причинам, но мы, христиане, изменяемся, чтобы угодить Иисусу и прославить Его. Поступая так, мы противодействуем зловонию нравственно испорченного и гнусного общества. Павел писал во 2 Кор. 2:15, 16: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и погибающих: для одних — запах смертоносный на смерть, а для других — запах живительный на жизнь…»

«Блуд, нечистоту, страсть, злую похоть» (3:5)

Первый список Павла включает грехи морального плана (ст. 5), а второй называет грехи, связанные с личностью и нравом (ст. 8, 9). Сбросив с себя эти пороки и облёкшись в христианские добродетели (ст. 12–14), колоссяне станут обладателями характерных черт новой жизни, в которую они вошли при крещении. Пороки в первом списке навлекают на себя Божий гнев и осуждение (Рим. 1:29–31; 1 Кор. 6:9, 10; Гал. 5:21; Еф. 5:5). Это те дела, которыми занимались христиане из Колосс и других мест в своём языческом прошлом. Первым он упоминает блуд, употребив слово порнейа, от которого происходит «порнография». В Слове Жизни и Международном Библейском Обществе оно переведено словом «разврат», в Российском Библейском Обществе — «распутство». Слово порнейа относится к недопустимым отношениям только в половой сфере, но оно не сводится к одному лишь блуду, под которым понимается сексуальная связь между партнёрами, не состоящими между собой в браке. Слово, которое употребляет Павел, включает в себя все незаконные сексуальные связи: гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство, блуд, проституцию и секс не состоящих в браке партнёров. Разные формы этого слова встречаются во многих местах Нового Завета и всегда в контексте осуждения подобной практики. Иоанн в Откровении употребил его иносказательно, в значении вредоносных связей и контактов с апокалиптическим Вавилоном (Отк. 14:8; 17:2, 4; 18:3; 19:2).

С порнейа («[сексуальная] аморальность») не следует путать греческое существительное мойхейа («прелюбодеяние») и глагол мойхьюо («прелюбодействовать»). Эти слова определяют половую связь между женатым мужчиной и незамужней женщиной или замужней женщиной и неженатым мужчиной, а также между двумя партнёрами, каждый из которых имеет свою семью. Порнейа — более широкий термин, который может включать в себя мойхейа и мойхьюо.

Павел учил коринфян не общаться с теми, кто занимается порнейа (1 Кор. 5:11). Он предупреждал их, что «блудники» «Царства Божьего не наследуют» (1 Кор. 6:9, 10), и наставлял их: «Избегайте блуда» (1 Кор. 6:18). В Гал. 5:19–21 он поставил порнейа первым среди дел плоти.

Павел не учил, что сексуальные желания больше не будут присутствовать в христианах; он учил, что эти желания нужно контролировать. Чтобы избежать блуда, те, кому трудно сдерживать свои сексуальные желания, должны вступить в брак и без ограничений иметь сексуальные отношения в рамках, определённых Богом (1 Кор. 7:1–5).

Сексуальное извращение может подразумеваться в следующих двух словах, нечистота и страсть. «Нечистота» (акатарсиа) означает нечто нечистое в том смысле, что оно отвратительно и грязно, как испражнения или содержимое гроба (Мф. 23:27). В иносказательном смысле нравственного растления и нечистоты оно часто ассоциируется с порнейа. В Гал. 5:19 оно перечислено среди дел плоти (см. 2 Кор. 12:21; Еф. 5:3). Это слово также употребляется в смысле противоестественных и аморальных обычаев (Рим. 1:24), противоположных святости (1 Фес. 4:7) и праведности (Рим. 6:19).

«Страсть» (патос) включает в себя неконтролируемые желания, порабощающие человека. Это слово встречается в 3:5, в Рим. 1:26 («постыдные страсти») и в 1 Фес. 4:5 («страсть похоти»). В большинстве небиблейских случаев употребления оно означает «то, что испытано, пережито и выстрадано» (включая такое страдание, какое испытал Иисус на кресте). Стоики использовали этот термин, говоря о человеке во власти эмоций, не способном жить спокойной жизнью. Здесь оно употреблено в смысле сильных сексуальных страстей, греховных сексуальных похотей и неконтролируемых сексуальных желаний, лежащих в основе блуда. «Блуд» предполагает физический акт, в то время как «страсть» означает желания, помышления ума, толкающие человека на аморальные физические акты.

Злая похоть — это перевод двух греческих слов, каке («злой») и эпифимиа («похоть», «желание»). Чтобы определить, какая это «похоть», хорошая или плохая, необходим контекст. В данном случае «похоть» определяется прилагательным «злая», указывая на то, что Павел имеет в виду греховные желания.

Основное значение слова эпифимиа — «настроить своё сердце на что-либо», то есть иметь сильное желание сделать что-либо или обладать чем-либо. Это слово употреблено в отрицательном смысле «алчности», «жажды чужого», что запрещалось в Десяти заповедях (см. Рим. 7:7; 13:9), и нечистых желаний (Иак. 4:2; 1 Кор. 10:6; Гал. 5:17). Павел не желал ни серебра, ни золота, ни одежды эфесян (Деян. 20:33). Иисус этим словом обозначил недозволенные сексуальные похоти (Мф. 5:28). Он учил, что обосновавшиеся в сердце мысли о прелюбодеянии так же греховны, как и само прелюбодеяние. Грех — это не только сам факт прелюбодеяния; греховно даже смотреть на женщину с мыслью о половом акте с ней. Павел учил колоссян, что они должны умереть к таким похотям.

В других контекстах эпифимиа может означать положительные желания и стремления. Пример тому — человек, который хочет служить епископом; Павел писал, что он «доброго дела желает» (1 Тим. 3:1).

«И любостяжание, которое есть идолослужение» (3:5)

Следующее слово Павла, плеонексиа, в Синодальной Библии переводится как «любостяжание», но в Современном Переводе это обычно «жадность». Подобное ему слово от того же корня (пленектес) в Синодальной Библии переводится как «лихоимцы», а в Восстановительном Переводе — «стяжатели» (1 Кор. 5:10, 11; 6:10; Еф. 5:5). Оно означает желание большего, чем человеку нужно или полагается, жадность, алчность. Чтобы не оставалось сомнений, что сексуальные грехи — не единственная сфера применения этого слова, Павел добавляет: «которое есть идолослужение». Иисус предупреждал Своих учеников: «Будьте осторожны и берегитесь жадности во всех её проявлениях» (Лк. 12:15; Современный Перевод).

Необузданное стремление иметь, обладать, использовать или ощущать иногда делает эту вещь идолом. Когда человек только и думает о том, чтобы завладеть источником своей страсти, тот становится объектом поклонения. Как бы такая жадность ни выражалась — в форме ли сексуального вожделения или любого другого желания, которое заслоняет собой служение и поклонение, принадлежащее одному только Богу, — это есть идолослужение. Пример тому — любовь к деньгам: в её основе лежит жадность; такая любовь является источником «всех зол» (1 Тим. 6:10).

Павел писал, что благовествовал не из корысти или скрытых мотивов обогащения (1 Фес. 2:4, 5). В Коринфе некоторые демонстрировали свою жадность, разменивая по-торгашески слово Божье (2 Кор. 2:17; см. Славянское Евангельское Общество).

Идолослужение было бедствием, которое всё время проникало в поклонение Израиля. Бог сурово осуждал идолослужение и постоянно посылал пророков, чтобы предостеречь людей от него. Резкое высказывание Давида, вероятно, выражает Божье предупреждение идолопоклонникам: «Ненавижу почитателей суетных идолов» (Пс. 30:7). Исаия так писал об Израиле, делавшем идолов: «В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех» (Ис. 31:7). И далее: «Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов» (Ис. 42:17; см. Иер. 10:14). Устами Иезекииля Бог назвал эти объекты поклонения «мерзостями и гнусностями» (Иез. 5:11).

Бог в Десяти заповедях ясно сказал, что Израиль не должен поклоняться идолам (Исх. 20:3–5; Втор. 5:7–9). Христиане тоже предупреждены не служить им (см. Деян. 15:20). Те, чья первоочередная цель в жизни — накопление материального имущества, ставят это выше служения Богу, делая собственность своим богом, своим идолом. Ранней церкви было велено «воздерживаться от идоложертвенного» (Деян. 15:29) и избегать идолослужения (см. 1 Кор. 10:14; Гал. 5:20, 21; 1 Ин. 5:21).

Те, кто использует иконы и статуи в поклонении, тоже нарушают Божье предостережение от идолослужения. Бог объяснил Моисею, почему нельзя использовать в поклонении никакой физический образ небесного или земного: «Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня» (Втор. 4:15). Так как Бог невидим (Кол. 1:15; 1 Тим. 6:16), то и поклоняться Ему надо как невидимому, без каких-либо физических образов. Бог есть дух, и поклоняться Ему надо в духе и истине (Ин. 4:23, 24). Ничто сделанное человеком не может точно отобразить Бога и ничто сделанное человеком не должно использоваться в поклонении Ему.

«За который гнев Божий грядёт» (3:6).

Словом «гнев» переведено греческое слово орге, которое также иногда переводится «ярость». Гнев Божий — главная тема всех книг Ветхого Завета. Новый Завет тоже говорит о гневе Божьем. Гнев присущ Богу, и его нельзя отрицать, как ясно показывают оба Завета, Ветхий и Новый.

Постоянно думая только о Божьей любви, милости и благости, некоторые совсем упускают из виду Его гнев и ярость. Гностики учили, что Бог Ветхого Завета, Бог ярости, это не то же самое, что любящий Бог Нового Завета. Доказательством того, что ветхозаветный Бог отличен от новозаветного Бога, считается суровое наказание, которому Бог подвергал тех, кто не повиновался Закону.

Такой вывод не учитывает гнев Иисуса (Мк. 3:5) и наказание, которое Бог наслал на Ананию и Сапфиру (Деян. 5:1-10), на Ирода (Деян. 12:21-23) и Елиму (Деян. 13:6-11). Он не принимает во внимание гневный приговор делающим злое (Рим. 2:6-11). Иисус и Бог Ветхого и Нового Заветов имеют одну и ту же природу. Иисус отомстит непокорным (2 Фес. 1:7-9).

Ярость Божьего гнева на Израиль — предупреждение и заверение живущим в эру христианства, что Бог накажет тех, кто не повинуется Ему (Евр. 10:28, 29). Его действия против Израиля являются для всех людей примерами того, как Он поступит с не почитающими Его и не исполняющими Его волю. «Всё это происходило с ними как прообраз; а описано в наставление нам» (1 Кор. 10:11); «Всякое преступление и непослушание получало правильное воздаяние» (Евр. 2:2).

Божий гнев и ярость нельзя равнять с иррациональной реакцией на раздражение. Некоторые комментаторы, говоря о Боге, избегают даже самих слов «гнев» и «ярость», употребляя фразы «Божье бедствие», «страшное наказание», «Божий суд» и др. Эти выражения содержат истину, но не дают справедливого представления о том, что чувствует Бог по отношению к делающим злое.

Как ни странно может показаться, гнев может быть порождён любовью. Мужчина, глубоко любящий свою жену, будет разгневан, если она уйдёт от него к другому. Если бы он её не любил, его не тронул бы её уход. Бог по Своей любви гневается на тех, кто уходит от Него к дьяволу (1 Ин. 3:8) и предаётся тем греховным делам, какие перечисляет Павел.

«Грядёт на сынов противления» (3:6)

Неминуемость Божьего гнева Павел выражает глаголом эрхомай («грядёт»). Так как эрхомай в стихе 6 и в Еф. 5:6 употреблён в настоящем времени (хотя и говорит о будущем событии), некоторые учёные делают вывод, что Павел подразумевает, что Божий гнев уже пребывает на непокорных. Уильям Хендриксен поясняет: «С помощью того, что иногда называют “пророческим настоящим временем” (см. Ин. 4:21; 14:3), Павел подчёркивает тот факт, что гнев Божий настолько непременно придёт на живущих в таких грехах, что можно сказать, что он уже пришёл».

Божий гнев — это настоящая реальность, и будет удовлетворён в грядущем наказании (1 Фес. 1:10). «Не верующий в Сына не увидит жизни, но грев Божий пребывает на нём» (Ин. 3:36).

Учёные сомневаются, была ли фраза «сынов противления» в тексте оригинала. Относительно её включения в Греческий Новый Завет, выпущенный Объединёнными Библейскими Обществами, Брюс Мецгер говорит: «…большинство членов Комитета решило оставить слова в тексте, но заключить их в квадратные скобки, чтобы показать некоторую долю сомнения в их подлинности в Послании к колоссянам».

В разных переводах (Восстановительный Перевод; Международное Библейское Общество; Российское Библейское Общество; Слово Жизни) эта фраза звучит по-разному, а иногда и вовсе опускается (Славянское евангельское Общество; Современный Перевод). Главные манускрипты (например, Синайский кодекс, Александрийский кодекс и большинство так называемых «минускулов» — рукописей, записанных строчными буквами) заставляют думать, что эти слова присутствовали в оригинале. Некоторые комментаторы утверждают, что есть «несметное количество свидетельств в пользу сохранения этой фразы».

Если о том, есть она в тексте Послания к колоссянам или нет, ещё можно спорить, то в Еф. 5:6 её присутствие есть факт: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления». Так что мы знаем, что эти слова дают истинное представление о Божьем суде над непокорными.

Выражение «сыны противления» означает людей, всю жизнь проживших в непокорности, так что непокорная жизнь стала их натурой. Павел не имеет в виду, что они родились от непокорных родителей или греховны от рождения. Слово «сыны [сыновья]», или «сын», указывает на натуру, сущность кого-то или чего-то упоминаемого в определённой ситуации, например «сыны геенны» (Мф. 23:15), «сыны громовы» (Мк. 3:17), «сыны мира» (Лк. 16:8), «сыны света» (Лк. 16:8), «сын погибели» (Ин. 17:12), «сын утешения» (Деян. 4:36) и «сын дьявола» (Деян. 13:10).

«Среди которых и вы некогда вращались, когда жили так» (3:7)

В прошлом колоссяне жили по мирским правилам, но теперь они не должны иметь ничего общего с таким поведением. Когда-то они были «отчуждёнными и врагами по расположению к злым делам» (1:21). То, что они начали новую жизнь в Христе, не означает, что теперь они никак не могут вернуться к прежнему образу жизни, к тем богопротивникам, среди которых некогда вращались. Однако употреблённая здесь глагольная форма (периепатесате) указывает на то, что это действие следует рассматривать как завершённое, законченное в прошлом. Получатели письма Павла умерли для этих грехов, таким образом положив конец своему предыдущему образу жизни.

«Вращались [ходили; Восстановительный Перевод]» указывает на действие, которое могло произойти в прошлом или происходить в настоящем; однако «некогда» (поте) говорит о том, что они постоянно ходили в этих грехах в прошлом. Ходить — значит жить определённым образом, хорошо или плохо. Это слово может использоваться либо в положительном смысле, либо в отрицательном (см. Рим. 8:4).

Грехи вроде тех, которые упоминает Павел, могут стать управляющим фактором в жизни людей. В прошлом колоссяне вращались среди блуда, нечистоты, страсти, злых похотей и жадности. Иисус говорил, что всякий, ведущий греховную жизнь, есть «раб греха» (Ин. 8:34). Павел и Пётр учили той же истине (Рим. 6:16; 2 Пет. 2:19). Павел хотел, чтобы колоссяне поняли: если они будут беспечны, то могут вернуться к злым делам своего прошлого образа жизни. Они жили в этих грехах и вращались среди них, таков был их образ жизни; но больше так жить они не должны.

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД

#толкование библии #послание апостола павла #колоссянам #религия