Инклюзивность сейчас в тренде! Говоря по-русски, нынче модно делать все, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. Это в теории! На практике все сводится к тому, что нас призывают более терпимо относиться к «нетрадиционным» (в наиболее популярном смысле этого слова), а на рекламных плакатах и в роликах все чаще появляются черные, цветные и «бодипозитивные».
Увидеть Париж и… похудеть!
В конце прошлого года господа рекламщики перестарались. Правда, не наши. Парижские. А Интернет взорвала тема «Почему стала возможной такая реклама?»
Пользователь Фейсбука Алексей Анатольевич опубликовал фото рекламного плаката Nike на стене одного из зданий Парижа. (Посмотреть и почитать можно здесь.)
Возмутили автора, во-первых, не вполне стандартные габариты модели, а во-вторых, то, что разместили плакат не где-нибудь, а на стене исторического здания в центре города. Алексей Анатольевич посчитал, что «толстая негритянка» вряд ли замотивирует жителей Парижа (в частности, французов и арабов) купить товары компании Nike. А еще высказал мнение, что Nike своим плакатом, скорее всего, выполнил заказ «хозяев денег», чтобы те «не отрезали корпорацию от дотаций».
Меня же во всем этом... «бодипозитиве» взволновало другое. Почему «хозяева денег» так уж заинтересованы в этом безобразии? Ведь это уже не инклюзивность и стремление к многообразию, а навязывание очередного однообразия.
Когда-то реклама пропагандировала идеал анорексички, сейчас всюду видишь толстушек. Когда-то кругом были белые, а черных и цветных словно не замечали, теперь складывается впечатление, что Европа – это самая что ни на есть родина черных и цветных.
Хорошего человека не должно быть много.
Что касается первого пункта – полноты модели с плаката, то тут я полностью согласна с автором и большинством комментаторов.
Поговорка, что хорошего человека должно быть много, возможно, забавна, но сильно искажает ситуацию. Нет, в том, что касается габаритов, они у некоторых «хороших» иногда и в самом деле бывают впечатляющими. (В рекламе в том числе.)
А вот в смысле здоровья полным похвастаться нечем. Так говорят врачи и статистика. И вообще, в наше время, когда… бодипозитивных на улице все больше, а здоровых все меньше, пропагандировать полноту не только неуместно, но и опасно.
Зачем цветные в европейской рекламе?
В том же, что касается цвета кожи моделей на рекламных плакатах в Европе, то почему, собственно, она должна быть черной.
Почему продукцию Nike в Париже должна представлять именно темнокожая девушка? Потому что черные там тоже живут? Ну и что?! Мало ли кто где живет! Франция, Париж в частности, родина белых! Цветные там гости. А гости должны оставаться гостями. Тем более что их никто не притесняет. Портреты гостей по стенам своего жилища хозяева развешивать не обязаны.
В русском языке есть пословица: «Будьте как дома, но не забывайте, что в гостях!» Это значит, что, сколько бы ты ни жил в чужой стране, требовать представленности своего народа во всех сферах жизни, ты не можешь. И я что-то не припомню случаев подобной «инклюзивности».
Мне кажется, гости Парижа (включая живущих там с рождения) тоже не должны быть в претензии, что их обходят в рекламных роликах или плакатах. Понятно, что товары предназначены для всех. Но демонстрируют их во Франции! Поэтому и лица демонстрирующих могут быть исключительно белыми. Не думаю, что белые возмущаются или чувствуют неуважение к себе, когда исключительно черные рекламируют что-то в Африке.
Поймите, я не советую гнать цветных из Европы. Но и так старательно расшаркиваться перед ними тоже считаю неуместным. А иногда даже опасным для себя и собственной культуры.
Случай из жизни.
В моем городе с некоторых пор появилось как-то подозрительно много девушек в хиджабах. Подруга, которая все еще преподает в вузе, рассказала, что они и на занятия ходят в такой одежде. И преподаватели боятся сделать замечание. Говорят, толерантность требует.
А я бы сказала! Нет, я не стала бы заставлять девушек из мусульманских стран надевать на себя мини-юбочки, платья в обтяжку и каблуки. Но в европейской традиции есть много вариантов скромных и вполне нейтральных нарядов. Надо же как-то вписываться в реалии страны, в которой живешь?! И уважать ее культуру! А демонстративное ношение хиджабов в европейской стране, это уже не «инклюзивность», а неуважение к хозяевам.
Эти девушки своими нарядами как бы декларируют: ваши барышни слишком развязны, а мы достаточно скромны, чтобы так не распоясываться. Мы пуританки.
Але, барышни! А что же вы тогда приехали в такую развязную страну, если ее обычаи вам претят? Жили бы у себя в «пуритании».
Из личного опыта.
В моем гардеробе для поездок в Турцию, Египет и другие страны с неевропейскими традициями есть особые наряды. Я их называю «восточные». Это длинные платья из непрозрачных тканей, обязательно с рукавами и не подчеркивающие фигуру. Иногда с капюшоном. Или без него, но с платком в комплекте. В таком виде я обычно выхожу в город или езжу на экскурсии. Потому что понимаю: слишком открытый европейский наряд может оскорблять или возмущать местных жителей. А я уважаю их культуру и обычаи. НО хочу, чтобы и они, находясь у меня в гостях, тоже уважали мою культуру. И максимально вписывались в среду.
Наш ответ Парижу.
За что я люблю Россию, так это за то, что у нас пока не так много всей этой… перекособоченной инклюзивности. На плакатах все еще больше привычных европейцев. И толстушки пока не рекламируют спортивную одежду. А дома центральных районов городов украшают совсем другие рисунки. Веселые…
Не надо ехать в Париж, господа! Приезжайте в Воронеж! Здесь вы увидите такое, чему вряд ли найдется место в Европе. Здесь на стене одного из зданий, причем тоже в центральной части города (на правом берегу, недалеко от главного проспекта ) есть такое вот изображение.
Это не плакат, а граффити. Заграничный Бэтмен, или Человек-паук (я в них не разбираюсь), то ли ошалел от наших просторов, то ли слишком сильно разогнался, бедолага. В итоге, перелетев через реку, вмазался в стену первого же стоящего на возвышении здания.
Правда же, это лучше, чем чрезмерная демонстрация расового, телесного и прочего равенства?!
P.S. Очень надеюсь, что никому не придет в голову бороться за права летающих героев комиксов.
Подписывайтесь на канал! Рада каждому читателю!