Найти тему

Учитель приносит на уроки леденцы, а дети-то уже большие

Оглавление

Даже уже не дети, а подростки, со своим взглядом на жизнь и некоторым, пусть и небольшим, жизненным опытом. А учитель им - конфетки. Да какого подростка сейчас можно удивить и мотивировать конфетами? Эх, смешная наивная учительница.

Но не все так просто

Еще когда я сама училась, был у нас такой интересный предмет - Риторика. Ну, предмет как предмет. Конечно, когда тебе 15-16 лет, изучать в теории историю возникновения и развития ораторского искусства - та еще тоска. Но зато практические занятия - о, только ради них никто этот предмет не игнорировали даже мощные прогульщики.

Преподавательница А.А. была по второму образованию психологом и устраивала нам настолько интересные семинары, разговорные квесты, тренинги с применением театрализованных риторических задач, что каждое занятие пролетало незаметно.

Но главной ее задачей было - развивать нашу речь

"Ха, вы думаете, что развитие речи - это только для малышей? Ошибаетесь, друзья". Так она нам говорила довольно часто. А после очередного раза предложила нам кое-какой тренинг.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Если бы я знала, как он будет полезен мне в будущем, я бы еще тогда, в ранней юности, делилась им на каждом углу!

Действительно, волшебная вещь, помогает раскрепощаться, учит свободно выражать свои мысли на людях, а, самое главное, сводят к минимуму риск попасть впросак из-за неправильно сказанного слова.

И мне не терпится поделиться им здесь!

Кстати, забыла сказать. А.А. - и есть тот самый учитель, которая приносила на уроки леденцы. Для нас!

А вот и сам тренинг

  • Вначале А.А. выдала нашей группе маленькие листочки и попросила написать на каждом из них "наотмашь" какое-нибудь словосочетание, первое, что придет в голову (например, "кислое яблоко", "шкатулка с драгоценностями", "детский сад", "дорога домой"). Потом велела сложить эти листочки вчетверо и собрать все в веселенький полосатый мешок с веревочкой.
  • Когда мешок наполнился, А.А. спросила, кто из нас желает выступить с докладом-экспромтом. О, надо отдать ей должное, что на практике она никого не неволила и всегда интересовалась нашими пожеланиями! Но как только человек соглашался, отступать уже было нельзя. Как говорится, взялся за гуж...
  • Дело пошло веселее, когда А.А. вытащила из сумки пакет с леденцами: "Ну что же, господа, начнем наши (ваши) выступления!" И, доставая из пакета леденец, прошептала: "Прошу вас, девочки-мальчики, кто первый осмелится выступить получит конфетку, а все инструкции - по ходу дела". И улыбается при этом хитро-хитро.

А теперь - не слишком подробно, чтобы не затягивать

Но, тем не менее, буду стараться соблюдать порядок действий и объяснять суть задания.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
  1. Итак, "выступающий" должен наугад вытащить из мешка 2 бумажки, то есть 2 абсолютно разных словосочетания, еще и мало ли кем придуманные.
  2. И теперь следует основная задача - выдать перед всей группой (без подготовки!) монолог, который объединит в общую тему оба выбранных словосочетания, даже если они ну ооочень далеки по смыслу друг от друга! Например, мне тогда достались словосочетания: "вставные челюсти" и "безответная любовь".
  3. Во время монолога нельзя отступать от обеих тем, а только говорить, говорить… Даже если попались темы "квантовая физика" и "Лифантийские проталины", в которых ну совсем ничего не смыслишь, все равно нужно говорить! Хоть чушь нести, хоть врать-заливать, но ни в коем случае не останавливаться, пока последняя песчинка в часах учительницы не упадет вниз.
  4. Если в монологе проскальзывает интересный речевой оборот, цитата из литературного произведения или пословица-поговорка - А.А. добавляет на стол по конфетке за каждую "изюминку".
  5. Если рассказчик произносит слова "эээ", "в общем", "короче", и прочие (те самые, которые обзываются неприятным словом на букву п, не знаю, можно ли здесь его помещать), конфетка тут же уходит обратно в пакет.
  6. Также А.А. отнимает леденец, если пауза в монологе затягивается дольше 5 секунд. Лучше заполнить эту неловкую паузу любой бредовой фразой, ну хотя бы: "Простите меня, покорнейше прошу, что я не смыслю в такой вопиюще сложной теме, как квантовая физика, но особенности климата на Лифантийских проталинах я мог бы обсуждать часами, если бы мысли о квантовой физике не нарушали состояния гармонии моей души". И, пока оратор несет на автомате подобную чепуху, он может по ходу дела придумывать, что бы еще наговорить, пока песочек в часах высыпается.
  7. Если оратор сумеет вот так ловко выпутаться из затруднения, то А.А. снова подкладывает леденец.
  8. Но горе тому, кто случайно (или нет) произнесет в монологе бранное или неприличное слово! Сразу лишается всех конфет и садится на свое место несолоно хлебавши.
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Самое интересное, что желающих становилось все больше. И нас заводило не само сладкое вознаграждение. Каждый стремился заработать больше леденцов друг перед другом.

А уж ради того, чтобы быть хоть в чем-то лучшим, не жалко и поговорить литературным языком. Все на пользу.

Дорогим читателям желаю в любой компании чувствовать себя спокойно и непринужденно и побольше Вам добрых друзей.

А я буду рада добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ

Умная или ушлая пятиклассница с полезным талантом

Воспитательница со двора и учительница из детства встретились на работе через много лет

#учителя и дети #обучение детей #риторика #культура речи #конфеты