Найти в Дзене

«В каком именно аду встретимся?» Каким видели ад разные народы?

Оглавление

Трудно найти такую культуру, которая не рассматривала бы загробное бытие, как место, в котором не только продолжают существовать, но и получают собранные на Земле профиты или же отгребают заслуженных «люлей».

Однако классическое представление о загробной топке с чертями-истопниками далеко не единственное, и разные народы смотрели на этот вопрос по-разному.

Думаю, с этим стоит ознакомиться, как минимум, для общего развития, а также, чтобы понять все разнообразие человеческого мышления.

Финно-угры

У них как такового ада, как места мучений и наказаний особо не просвечивалось. Располагалось это место, называемое Манала (или Туонела), на берегах загробной реки, похожей на Стикс или Лету.

Пребывание в Манале принципиально от тутошней жизни не отличалось, если не считать, что оно имело чрезвычайно мрачный колорит.

Интересно, что даже умерев, и переместившись в Маналу, тоже нужно было выжить. Поэтому покойникам нужно было взять с собой вещи. В остальном же наказания не предусматривались.

В Маналу можно было попасть и в качестве, так сказать, туриста. Сиречь с помощью колдовства.

Разумеется, просто так туда никто не хотел, направляясь в Маналу исключительно в деловых целях – ради получения консультаций от усопших.

Дело было чрезвычайно опасным, ибо вероятность «дать дуба» была примерно такой же, как и лишиться памяти, вступив в контакт с водами Подземной реки.

К слову, плескалась она у корней Мирового древа, как и у многих других народов.

Что думали египтяне?

По сути, их загробный мир был представлен исключительно царством Дуат, в котором правил очень симпатишный и справедливый бог Осирис.

После смерти душа направлялась в это царство, притом путешествие туда подробно описано в египетской Книге Мертвых (не путать с тибетской Книгой Мертвых «Бардо Тхёдол»).

Эта книга, с одной стороны, описывает путешествие души умершего, а с другой – является своего рода загробной картой, следуя которой душа может найти верный путь в Дуат и не заблудиться.

Именно по этой причине Кингу Мертвых клали в гробницу. К слову, по этой же причине тибетские монахи читают Бардо Тхёдол над умершим: корректируют траекторию движения душ.

В целом царство Дуат похоже на землю, но с элементом русских народных сказок, наподобие огненных озер или железных стен.

Просто так в Дуат войти было нельзя, ибо там были свои сотрудники загробной таможни, сам факт прохода мимо которых можно было считать подвигом.

О характере загробных бюрократов говорят их имена, наподобие «Тот, кто пьет кровь», а то и хуже. Их облик был, как правило, ужасен. Так что попадание в образ сотрудников высших инстанций можно считать идеальным.

Но если человек оказывался матёрым, то загробные звери-чиновники ничего ему сделать не могли. И потом его сердце взвешивали на весах, положив на другую чашу перышко. Почему перышко? – Потому что этот иероглиф («маат») означал правду.

Если правда перевесила – живи и наслаждайся в царстве Осириса. Но если взвешивание было неудачным – незадачливого путешественника пожирал гигантский крокодил. И всё! И никакого ада! Обидно, наверное…

Греко-римляне

Многие думают, что адом у них было заведение имени его же начальника – Аид. Это не так. На самом деле Аид был загробным миром вообще, где правил бог с одноименным именем.

Для тех же, кто был законченной бякой, существовала глубокая мерзкая яма, именуемая «Тартар». Там было темно, и страданиям там не было числа.

Правда, лютого беспредела там все же не было, и плохиша, прежде, чем туда сбросить, определяли на степень его причастности к оппозиции гнусности, и, в соответствии с нею уже назначались наказания.

С трех сторон Тартар окружали высоченные стены, а с четвертой – огненная река, так что охранять «зону особо строгого режима» особенно не приходилось: хватало одной девятиглавой сотрудницы ВОХРа, которую звали «гидра» и трёх сторуких великанов.

Плюс был один смотрящий за всеми душами, но это уже не ради охраны, а просто для порядку, ибо заключенные – народ такой, что если за ними не смотреть, они друг другу такое устроят, что любой Тартар игрушкой покажется.

Однако в самой нижней части Тартара обитали отнюдь не злостные нарушители земного порядка, а политзаключенные – титаны, бывшие до того оппозицией богов-олимпийцев. Туда же Зевс сплавил и своего батю – Кроноса.

Скандинавская морозилка

Главным отличием скандинавского царства богини Хель был холод вместо жара. Последним скандинавы избалованы не были, а вот со льдами знакомы были более чем хорошо, как и с голодом.

Видимо, поэтому мысль о худшем из мест, которое было бы переполнено огнем, им казалась нелепой.

Лирическое отступление: когда миссионеры рассказали инуитам о христианском аде, в котором пылает вечный огонь, те первым делом стали спрашивать, как бы туда побыстрее попасть, что несколько озадачило проповедников.

Загробный мир скандинавов был довольно мудрен. В частности одним из девяти миров был Хельхейм, где правила великанша Хель, после того как ее туда спровадил Один.

В Хельхейме было холодно, темно и туманно, но зато многолюдно, ибо туда направлялась основная масса умерших, за исключением выдающихся личностей, которые в позднюю эпоху стали ограничиваться почти исключительно славными воинами.

Местечко малопривлекательное, но без пыток. Между теми, чтобы оттуда в Вальхаллу не направился поток нелегалов, Хельхейм окружили огненной рекой наподобие Стикса, только под названием «Гьёлль».

Как и греческие боги, скандинавские небожители поставили на входе в Хельхейм свою «вохру», только в виде чудовищного пса по кличке «Гарм».

Собачка должна была проверять желающих выйти на предмет наличия у них «зеленой карты», но, судя по тому, что рассказывают скандинавские предания, таковая нашлась только у Хермода.

Успех последнего неудивителен, поскольку, раз Один его туда в командировку направил – то Один и о пропуске мог позаботиться. К тому же Хермод символизировал мудрость и уж собаку-то обдурить мог.

Более никто Хельхейм покинуть так и не сподобился. Говорят, что таковые выйдут только перед Рагнарёком, подняв бунт в колонии и организовав смену власти, что можно понимать как начало новой религиозной эпохи.

Впрочем, таковая уже наступила, что как-то странно коррелирует с новозаветным сообщением о том, что Христос, спустившись в ад, вытащил оттуда души праведников… Уж не из Хельхейма ли вытащил?