Друзья, хочу вам показать фарфор, экспонировавшийся в 1939 году на Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма».
Открыта 18 марта 1939 г. в Москве, в помещении постоянной строительной выставки (Фрунзенская набережная, 79).
Разделы выставки: 1. Избранники народа. 2. Карта СССР из мозаики и самоцветных камней. 3. Страницы прошлого. Гражданская война. 4—5. Индустрия крепит оборону СССР. 6. Новое лицо страны. 7. Новостройки 2-х пятилеток. 8. Социализм вошел в быт. 9. Большевики открыли богатства страны. 10. Ударники пятилеток. 11. СССР стал металлическим. 12. Новые города, новые люди. 13. Жить стало лучше, жить стало веселее. 14. Огонь по врагам (сатира). 15. Советская Арктика и освоение Севера.
Участвовало 479 художников, экспонировано 1015 произведений (живопись, графика, скульптура, художественные лаки, фарфор).
Индустрия социализма: всесоюзная художественная выставка. Каталог выставки. – Москва; Ленинград: Искусство, 1939. – 132 с.
К ЗРИТЕЛЮ
XVIII съезд Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) войдёт в историю как съезд, определивший величественный и победоносный путь от социализма к коммунизму. Блестящей демонстрацией стального единства партии, с несокрушимой твёрдостью идущей под руководством великого Сталина к новым победам, был XVIII съезд партии Ленина-Сталина, могучим прожектором осветивший путь, лежащий перед страной, перед народом. Итоги двух сталинских пятилеток, невиданное в истории морально-политическое единство народа ещё раз продемонстрировал перед всем миром XVIII съезд партии.
В радостные дни всей нашей родины, дни съезда большевистской партии, словно иллюстрируя ту часть доклада вождя народов товарища Сталина, где говорится о том, что годы, прошедшие между двумя съездами партии, были для Советского Союза «годами его роста и процветания, годами дальнейшего его экономического и культурного подъёма, годами дальнейшего роста его политической и военной мощи, годами его борьбы за сохранение мира во всём мире», открылась в Москве всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма», которая отразила в искусстве победы сталинских пятилеток.
Выставка «Индустрия социализма» была организована Народным комиссариатом тяжёлой промышленности СССР (до его разделения на отраслевые наркоматы) на основании постановления Совета народных комиссаров СССР.
Гигантские победы, одержанные великой партией Ленина-Сталина, изменили облик страны. За годы двух пятилеток созданы новые отрасли промышленности, выросли гиганты-заводы, новые города, построены каналы. Победа социалистической индустриализации обеспечила торжество колхозного строя и укрепление обороноспособности страны. Великий советский народ, объединенный вокруг коммунистической партии и любимого вождя народов товарища Сталина, одел границы своей родины в неприступную броню.
Тяжёлая индустрия СССР создала всесоюзную художественную выставку, чтобы отобразить успехи социалистической индустриализации. Принимая делегацию художников в период подготовки выставки, Серго Орджоникидзе говорил им, что в своих произведениях они должны показать не только заводы и комбайны и не только их работу, не только как машина поднимает пласты земли, но и то, как люди, работая на машинах, борясь со стихией, изменяя лик земли, изменяются сами и как изменяется их психология.
Сотни живописцев, скульпторов, графиков работали на заводах и шахтах, в клубах и дворцах культуры, на стадионах и в лабораториях втузов. Они объехали все уголки Советского Союза – от полярных зимовок и до южных границ, от белорусских колхозов и до восточных пограничных отрядов. Они поднимались на самолётах над городами и колхозами, чтобы увидеть, как изменился пейзаж страны. Они опускались на морское дно, чтобы наблюдать за работой эпроновцев. Они подолгу жили в рабочих общежитиях и колхозах, стремясь поближе познакомиться с героями своих будуших произведений. И среди многих командиров промышленности, инженеров, стахановцев, женщин-общественниц советские художники приобрели искренних и верных друзей.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла двери музеев и сделала достоянием народа величайшие произведения искусства. Она раскрепостила художника, избавила его от кабалы и зависимости от капиталиста и помещика, предоставила ему возможность творить для народа. Советское государство поддерживает художника и помогает ему. Партия и правительство внимательно и любовно выращивают новое искусство – искусство социалистического реализма.
Советские мастера живописи, скульптуры и графики, воодушевлённые огромной любовью к своей социалистической родине, задались целью показать грандиозные победы сталинских пятилеток. Итоги своего творчества за последние годы они и принесли сюда, на выставку, на суд широкой общественности.
Советский художник творит для народа. И народ ценит, любит своих мастеров искусства. Советами, дружеской критикой, своим жизненным опытом он помогает художнику в его творческих исканиях.
«Мы ждем от вас больших полотен! – так писали художникам сталинградские рабочие. – Мы хотим, чтобы они не были только простыми фотографиями. Мы хотим, чтобы в них была вложена страсть. Мы хотим, чтобы они волновали нас и детей наших. Мы хотим, чтобы они вселяли в нас радость борьбы и жажду новых побед. Мы хотим, чтобы они открыли новое лицо нашей страны, преображенное тяжелой индустрией. Мы хотим, чтобы они показали края, где царили раньше глушь и невежество и где сейчас цветёт радость творческого труда. Мы хотим, чтобы вы показали людей нашей страны – героев и рядовых участников нашей стройки».
И художники обещали:
«В каждой нашей картине, в каждой скульптуре, в каждой гравюре мы постараемся доказать, насколько велика идейная сила победившего класса, вдохновившего своих художников и скульпторов на великие работы».
В течение трёх лет создавались произведения для выставки «Индустрия социализма». Свыше семисот мастеров живописи, графики и скульптуры, художники Москвы и Ленинграда, мастера искусства союзных республик были вовлечены в эту работу. Из тематического плана выставки и из живой жизни, вносившей добавления в этот план, черпали художники сюжеты своих картин.
Эти картины славят героев строительства и рядовых людей, твёрдо, мужественно и беззаветно выполняющих свой долг перед партией, перед страной и перед всем народом. Они рассказывают о гигантской работе руководителей партии и правительства по созданию индустрии. Они посвящены труду людей, овладевших труднейшими механизмами. Они отражают быт строителей социализма. Они показывают отдых и учёбу.
Из великого множества образов и тем, нашедших своё художественное воплощение в этом потоке произведений изобразительного искусства, больше и глубже всего волновала и пленила советских художников тема человека, образы гениальных творцов нашей эпохи – Ленина и Сталина – и их ближайших соратников, могучей когорты большевиков. Эта тема – в социалистической её трактовке – и эти близкие, дорогие всем нам образы многократно повторены художниками в различных формах и различными художественными приёмами. На выставке нет такого зала, где бы не присутствовали, не одухотворяли собой окружающие картины образы Ленина, Сталина, Орджоникидзе, Л. М. Кагановича, Молотова, Ворошилова, Кирова, ибо всё, что послужило темой выставки, прежде всего – дело ума, воли и творчества этих людей.
Вот почему художники так стремились в образах вождей народа гармонично отобразить их лучшие качества, являющиеся качествами бессмертного советского народа: несокрушимую творческую волю, ясность цели, глубокую человечность.
Свыше тысячи произведений живописи, скульптуры, графики экспонированы в залах всесоюзной художественной выставки «Индустрия социализма». Они рассказывают о том, как большевики освоили богатства страны. Они показывают большевистское завоевание Арктики. Они напоминают о прошлом нашей страны. Они воскрешают в памяти боевые эпизоды гражданской войны. Они демонстрируют победы нашей авиации. Они рисуют облик новых городов. Они показывают мощные цехи и машины. Они показывают лучших людей страны, которых народ удостоил 12 декабря 1937 года величайшего доверия, послав их своими представителями в Верховный Совет Союза. В период, когда вся страна стоит перед выполнением третьего пятилетнего плана народного хозяйства, произведения эти подводят итог двум пятилеткам гигантской созидательной деятельности.
Помимо картин, гравюр, скульптур, в экспозицию выставки будет включена карта Советского Союза из самоцветов и драгоценных камней; в настоящее время карта находится в Советском павильоне Международной выставки в Нью-Йорке. Эта замечательная работа советских мозаичистов, ювелиров и камнерезов является как бы введением к развернутому показу отдельных строек, заводов и городов.
Художественные произведения выставки «Индустрия социализма» экспонированы в шестнадцати залах. Для удобства обозревания они в основном сгруппированы по тематическому признаку.
ЗАЛ VII: НОВОСТРОЙКИ ДВУХ ПЯТИЛЕТОК
Два пятилетия... Мгновенный исторический срок! Но как изменилась страна, сделавшая гигантский бросок вперёд по всему фронту социалистического строительства.
От закопченных фабричек полукустарного типа к индустриальным дворцам, обогащённым самой передовой техникой; от сохи и бороны к трактору и комбайну – таковы этапы славнейшего пути, ведущего СССР к построению коммунизма.
В витринах экспонируются образцы фарфора Дулёвского завода.
ЗАЛ VIII: СОЦИАЛИЗМ ВОШЁЛ В БЫТ
Жизнь советской страны озарена не только ослепительными огнями новых электростанций, она озвучена не только победной песней советских станков и машин, её озаряют счастье и радость народов, призванных коммунистической партией к творческому созиданию, к борьбе за воспитание нового человека.
Вчерашний и сегодняшний день в производстве, в быту, во всей жизни – такова тематика большинства экспонатов этого зала.
В VIII зале сосредоточена богатая продукция ряда советских фарфоровых заводов – Дулёвского, Дмитровского и Ломоносовского (декоративные сервизы:
«Орден красного знамени», «Орден Ленина», «Канал Москва-Волга», «Беломорско-Балтийский канал» и серия блюд, посвящённых полярникам – героям Советского Союза, и др.).
Здесь находятся скульптурные произведения из майолики, бисквита и гипса: фигура товарища Сталина работы скульптора А. Сотникова, бюст Л. М. Кагановича работы 3. Ракитиной и др.; группы Д. Малашкина и И. Ефимова, изображающие золотоискателей.
ЗАЛ XI: УДАРНИКИ ПЯТИЛЕТОК
Это простые и скромные люди, успешно овладевающие передовой техникой, смело создающие новые технические нормы, заражающие энтузиазмом своих товарищей, постоянно поднимающих производительность труда.
Их много во всех отраслях нашего народного хозяйства. Это – орденоносцы-стахановцы, верные сыны своей родины.
В шкафах богато представлен фарфор Дулёвского, Кузяевского, Калининского и Дмитровского заводов.
Среди сервизов, ваз и статуэток работы художников Фрих-Хара и Суворова, Холодной и др.
ЗАЛ XIV: НОВЫЕ ГОРОДА, НОВЫЕ ЛЮДИ
XIV зал является одновременно и продолжением (в живописи и скульптуре) серии графических зарисовок нового лица наших городов, собранных в предшествующем зале, и переходом к следующему отделу – социалистического быта (зал XV).
Портретные и типовые изображения советских лю-дей в этом зале связываются с тем окружением, в котором они живут и работают.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив