Катастрофы неизбежны, и человек сам виновен в том, что они происходят, — об этом «кричит» художник каждой своей работой, представленной на выставке.
Но так ли всё однозначно на самом деле?
Наступление холодного фронта… В метеорологии — это процесс адвекции холода, перемещения низкотемпературной воздушной массы в сторону тёплой и вытеснения тепла холодом.
В политике — это то, что мы наблюдаем прямо сейчас (впрочем, как и на протяжении пятнадцати последних лет, разве что не столь угрожающе динамично) в отношениях России с остальным миром.
В истории цивилизации — это то, что, по мнению основоположника просвещённого катастрофизма Жан-Пьера Дюпюи, предопределено всему человечеству и рано или поздно с ним произойдёт: «Апокалипсис, как судьба, начертан в нашем будущем, и лучшее, что мы можем сделать, — отдалить его на неопределённое время».
А в культурной жизни Москвы — это открытие пророческой (хоть и не хочется в это верить) выставки Владимира Мигачёва «Холодный фронт», состоявшееся 26 января 2022 года в галерее Artstory.
Пару лет назад художник ознакомился с одной из книг этого современного франко-американского мыслителя — «Малая метафизика цунами». Именно тогда он осознал, что, работая над своей серией «Холодный фронт», пытался донести до людей те же идеи: «Зло не вовне, оно внутри самой цивилизации. Холодный фронт — это не только явление природы, он — в голове человека».
В экспозиции представлены картины, созданные Мигачёвым в 2021 году, а также ряд более ранних произведений. Большинство из них отчётливо передают тревожное и отчасти обличительное мировоззрение художника.
Это читается в выборе основных цветов — чёрный, серый и красный, а также в оттенках последнего, напоминающих где-то зарево пожара, а где-то и реки крови. Капли других красок, словно случайно стекающие по полотнам, вызывают стойкую ассоциацию со следами слёз (людских или природы — это уже каждый решает сам).
И всё же в целом проект не вызывает тягостных ощущений. Зритель не остаётся один на один с мыслями о неизбежности катастрофы, непобедимости зла и вине самого человека в грядущем Апокалипсисе.
За счёт чего это достигается? Каким образом у художника получается сохранять в своих, достаточно мрачных, работах отблеск надежды? Где именно, в каком месте на полотне спрятан этот «25 кадр»? Лично мне не удалось найти ответы на эти вопросы. Может, у вас получится?
Выставка будет работать до 27 марта. Адрес: Москва, Старопименовский переулок, 14.
Вероника Милославская
Фото автора
P. S. Недавно с такими же зловеще-реалистическими иллюстрациями познакомил зрителей и художник Игорь Олейников. О его выставке читайте в статье «Убить Снарка».