В комментариях периодически мелькают высказывания о том, что «роль отцов в современном мире обесценилась, вот раньше, еще в советские времена отец был „оооооо“, не иметь отца было стыдно, причем стыдно было матери перед ребенком».
В поддержку этой версии некоторые комментаторы такие словесные баталии разводят, вспоминая детей, которые наивно верили, что у них папа — отважный капитан дальнего космического плавания, или исследователь подледных просторов Арктики, что любо-дорого посмотреть. Ну и почитать.
А еще удивляют выводы — мол, правильно такое было, правильно! Потому как блудных отцов, коль им приспичивало годы спустя, под старую, простите, опу, осчастливить детей своим появлением, дети всегда были рады видеть. Потому как ждали. Не то, что нынешние…
Почему-то авторы таких сказок думают — из-за гендерной солидарности я их, как мужчина и отец, должен поддержать. А мне вспоминаются случаи из детства-юности.
Как такой вот капитан-полярник явился к однокласснику, воспитанному отчимом, которого он называл отцом. Как возмущался и удивлялся — ты чего, сынок, родного папку на левого мужика променял? Как скандалил, нет, не каждый день, а пару раз в месяц, в день аванса и в день зарплаты, пьяный. Он не подарки приносил, не погулять-познакомиться-пообщаться звал. Он обвинял ребенка в предательстве и норовил по-отечески ему «навешать, чтоб мозги на место встали».
Как еще один «летчик-космонавт» возник на горизонте даже не в роли отца, в роли отца и деда разом, как «отец отца» одноклассницы.
Зачем? А черт его знает. Сейчас, отягощенный цинизмом и уж, простите, жизненным опытом, подозреваю — податься ему больше некуда было, вот и вспомнил, что когда-то дети имелись.
Можно ли было считать их отцами? Нет, конечно.
Считались ли такие люди отцами в благословенные советские времена? Да тоже нет.
Мне тут коллега (она так-то историю моды изучает), подкинула древнюю публикацию как раз по этой теме.
И там замечательная мысль проскользнула:
— Если отец трусливо прячется, то зачем такой отец нужен?
А публикация, между прочим, 1963 года.
Я не спорю с тем, что есть матери, которые после развода поливают бывших помоями, не позволяют общаться с детьми и творят пакости. Я не то, что с этим не спорю, я знаю, что они есть, и таких, увы, много. Я знаю, что сейчас в комментариях будут вспоминать о них и кричать, «а вот бабы».
Потому заранее скажу — бабы-бабами, отцы-отцами.
И, чтобы роль отца и значение его в жизни ребенка не стремилось к нулю, надо не чтобы мать рассказывала сказки о летчике-испытателе, который по жизни в большой секретной командировке, нет. Надо, чтобы отец был отцом — то есть сам не пытался всеми силами выбросить ребенка из собственной жизни.
Разве нет?