Найти тему
Авиахаб

Кто виноват в задержке рейса и проблемах с багажом?

Оглавление

Почему наш вылет задерживают? Почему мой багаж потерялся? Почему чемодан поцарапан? Это вопросы, на которые большинство авиапассажиров не могут ответить или часто отвечают неправильно. Сейчас расскажем всю правду.

Boeing 737 MAX всем известной авиакомпании Turkish Airlines. Взлёт. Январь, 2022
Boeing 737 MAX всем известной авиакомпании Turkish Airlines. Взлёт. Январь, 2022

Почему задерживают вылет самолёта и кто в этом виноват?

Многие думают, что причина задержки рейса - плохая работа сотрудников авиакомпании. Дескать, делают всё спустя рукава и расписание не соблюдают. В действительности, 99% задержек вылета имеют объективные причины, но не всегда о них сообщают пассажирам. Сидишь вот так в зале вылета и смотришь на табло, где написано "рейс задержан", а почему - не понимаешь и спросить некого. Ведь сотрудники на стойку приходят только перед началом посадки. Перечислим основные "почему".

Погода. Когда вылет задерживается по метеоусловиям, это не значит, что плохая погода в аэропорту вылета и самолёт не может взлететь. Экипаж на предполётном брифинге знакомится с метеосводкой на всём маршруте полёта и в аэропорту назначения, а также с прогнозом на запланированное время прибытия. Если вы, к примеру, летите из Москвы в Краснодар, а краснодарский аэропорт планируют закрыть на приём самолётов из-за ураганного ветра, то ваш вылет, скорее всего, задержат до улучшения метеосводки. При этом в Москве может светить солнышко.

Обработка самолёта антиобледенительной жидкостью - тоже про погоду. На эту процедуру не выделяется отдельное время в расписании и она проводится по решению пилота. Если пилот решил делать "облив", значит так надо и придётся повременить с вылетом.

Облив самолёта антиобледенительным составом перед вылетом. Аэропорт Домодедово, январь, 2022.
Облив самолёта антиобледенительным составом перед вылетом. Аэропорт Домодедово, январь, 2022.

Ваш самолёт не прилетел вовремя. Как правило, самолёт на котором вы полетите, не выгоняют из ангара или не привозят к терминалу со стоянки ко времени посадки пассажиров. Он выполняет уже какой-то рейс. И если самолёт опаздывает с прибытием (неважно по каким причинам, может, пассажиру стало плохо в полёте и пришлось совершать экстренную посадку в промежуточном аэропорту), то и следующий вылет тоже будет задержан. Такие крупные авиакомпании как, например, "Аэрофлот" или S7 в своих базовых аэропортах - Шереметьево, Домодедово, Толмачёво - могут спасти ситуацию, назначив на ваш рейс резервный борт и экипаж. Но если вы ждёте вылета в Ярославле или Калуге, то остаётся только ждать... И никто в этом не виноват.

Технические проблемы с самолётом. Перед вылетом самолёты проверяют техники и пилоты. Отказ любой системы (кроме какой-нибудь перегоревшей лампочки в салоне) может стать причиной запрета на вылет. Например, отказ датчика герметизации салона, неправильная температура работающего двигателя или "глюки" при включении бортовых электронных систем в кабине пилотов и т.п. Безопасность в гражданской авиации - приоритет. Пусть лучше самолёт вообще не поднимается в небо, но никаких рисков здоровью и жизни людей быть не должно.

Чтобы самолёт исправно летал, его обслуживают и проверяют исправность всего, что требуется. Boeing 777 авиакомпании "Россия". Аэропорт Шереметьево, январь, 2022
Чтобы самолёт исправно летал, его обслуживают и проверяют исправность всего, что требуется. Boeing 777 авиакомпании "Россия". Аэропорт Шереметьево, январь, 2022

Форс-мажор. Автор публикации неоднократно наблюдал ситуации, которые никто не в состоянии предвидеть. Например, самолёт авиакомпании Uzbekistan едет на взлёт, уже занял место на взлётной полосе в аэропорту Домодедово и ждёт разрешения взлетать, но пилот получает указание от диспетчера вернуть воздушное судно к пассажирскому терминалу: пограничная служба выявила нелегального мигранта на борту и должна его задержать. Итого: потеря времени 30-40 минут. Самолёт потом опоздает в аэропорт прибытия и дальше по цепочке потянутся опоздания до конца рабочей смены экипажа... Ещё случай: борт "Уральских авиалиний" ждёт очереди на взлёт, пропуская садящиеся самолёты. Вдруг у одного из пассажиров случается эпилептический припадок. Самолёт разворачивается, едет на перрон и ждёт прибытия "скорой". Потеря времени в итоге - 1 час.
И тоже никто тут ни в чём не виноват.

Самолёты авиакомпании Uzbekistan прилетают в московский аэропорт Домодедово несколько раз в день из разных среднеазиатских аэропортов.
Самолёты авиакомпании Uzbekistan прилетают в московский аэропорт Домодедово несколько раз в день из разных среднеазиатских аэропортов.

Багаж. Потеря и повреждения.

Распространено мнение, что багаж находится в зоне ответственности авиакомпаний и что у хороших авиакомпаний проблем с багажом не бывает, а у плохих постоянно что-то происходит.

В реальной жизни вообще обстоит всё по-другому.
Когда вы приезжаете в аэропорт, регистрируетесь на рейс и сдаёте багаж - вы не контактируете со своей авиакомпанией. На стойках регистрации работают сотрудники компаний, которые обслуживают аэропорт. В профессиональном сообществе их называют хэндлинговыми компаниями. Багажом занимаются тоже хэндлинговые компании - те же самые или другие. И на стойке перед выходом на посадку - аналогично. Кормит пассажиров на борту тоже хэндлинговая компания, которая по заказу авиакомпании готовит бортовое питание.

"Аэромар" - одна из хэндлинговых компаний аэропорта Шереметьево. Она специализируется на бортовом питании. Авиакомпании заказывают, "Аэромар" готовит и загружает на борт. На фото как раз идёт погрузка. Январь, 2022.
"Аэромар" - одна из хэндлинговых компаний аэропорта Шереметьево. Она специализируется на бортовом питании. Авиакомпании заказывают, "Аэромар" готовит и загружает на борт. На фото как раз идёт погрузка. Январь, 2022.

С сотрудниками авиакомпании вы контактируете только на борту самолёта. Это бортпроводники. Иногда после посадки может выйти из кабины пилот, чтобы тоже сказать пассажирам "до свидания". А ваш багаж вообще никак не соприкасается с авиакомпанией - его грузят на борт сервисные службы аэропорта и в аэропорту прилёта выгружают тоже хэндлинговые компании.

Грузчики, которые уронили или специально бросили ваш чемодан, или сотрудники службы авиационной безопасности, которые запретили погрузку вашего чемодана на борт - эти люди не имеют никакого отношения к авиакомпании.

Вид из самолёта. Хэндлинговая служба аэропорта Рига загружает контейнеры с пассажирским багажом на борт Airbus A320 авиакомпании "Аэрофлот".
Вид из самолёта. Хэндлинговая служба аэропорта Рига загружает контейнеры с пассажирским багажом на борт Airbus A320 авиакомпании "Аэрофлот".

Теперь перейдём к теме - почему ваш багаж не прилетел вместе с вами?

В большинстве случаев речь не идёт о потере. Современные электронные системы регистрации и контроля багажа практически исключают случайности и человеческий фактор. Находясь в аэропорту, вы, наверное, часто слышите объявления типа "просим такого-то иван иваныча пройти в службу предполетного досмотра". Дело в том, что пассажиры часто кладут в багаж предметы, которые запрещены к перевозке вообще или в багаже. Когда у служб предполетного контроля багажа или у пограничников/таможенников на международных рейсах возникают вопросы или сомнения по содержимому чемодана, то пассажира вызывают для открытия чемодана и проверки содержимого. Если пассажир не услышал и не явился по объявлению, то чемодан могут просто не пропустить на погрузку в самолёт. Самостоятельно вскрывать и проверять ваш багаж, чтобы вынуть "запрещёнку", службы аэропорта не будут. Таким образом, вы улетите, а ваш чемодан может остаться. После тщательного индивидуального сканирования, его могут просто отправить следующим рейсом. Или ситуация будет развиваться по какому-то другому сценарию.

*все фото в публикации сделаны автором.

Если у вас есть свой опыт по теме публикации, который может оказаться полезным или интересным для других читателей, делитесь в комментариях!