Трудности подъёма и транспортировки, которых ответственные лица боялись месяцами, как злого кошмара, были наконец решены с кажущейся самоочевидной, но восхитительно спокойной уверенностью в достижении цели - единственным злым духом оставалось неумолимо давящее время - приближающийся срок завершения строительства мемориала Танненберга, так что с конца августа работы приходилось вести в ночную смену, что ещё больше усиливало романтизм сцены.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Как видите, я не стала на длительный срок откладывать завершение начатой вчера истории. Надеюсь, что и вы не успели её забыть :о)
Для подъёма блока, вес которого в результате каменотёсных работ уменьшился примерно до 75 тонн, главный подрядчик - компания Pelz привлекла компанию Филиппа Хольцмана (Строительная инженерия и гражданское строительство). Транспортировка же была возложена на Reichsbahn (государственную железную дорогу).
С бетонного основания, содеянного в котловане, миллиметр за миллиметром камень поднимали четыре неприметных небольших гидравлических подъёмных блока грузоподъёмностью 50 т (рис. 12). Каждый из них обслуживался одним или двумя рабочими и, при необходимости, мог поместиться в портфель. Приподняв камень, под него подкладывали слой деревянных шпал, а затем снова поднимали. Так продолжалось до тех пор, пока после 8 дней работы блок не был поднят с глубины строительного котлована до высоты поверхности окружающей территории. При этом под блоком образовался пятиметровый штабель из шпал.
Поверх шпальной настилки были уложены две нити железнодорожных рельсов (из четырёх каждая), поверх которых крест-накрест были уложены железные ролики, поддерживающие деревянные балки, на которых возлегал камень.
С помощью прочно закреплённой ручной лебёдки и стальных тросовых шкивов его вытащили из ямы на "материк" и там переместили на 20 м от края котлована (рис. 13 и 14). После этого блок снова подняли четырьмя локомотивными лебёдками (с винтовыми шпинделями в качестве опор) (рис. 15) до такой высоты, чтобы под камень можно было подвести транспортный "ваген" (рис. 16 и 17).
Для транспортировки камня изготовили специальный грузовик (трал) грузоподъёмностью 80 тонн. На каждой из 6 его осей было по 4 массивных орудийных колеса. Тяжеловозный "ваген" (вместе с двумя связанными с ним автомобильными тягачами и квалифицированной командой операторов) был отправлен берлинским главным офисом Рейхсбана в Койнен. Чтобы загрузить на него блок, на луговой почве была изготовлена идущая в гору деревянная "тропа" длиной 20-30 м с поворотом на конце пути. К сожалению, этот путь оказался трудным. Блок преодолел его не без произшествий и несчастного случая.
6 сентября камень был загружен на колёса, обвешан местными жителями гирляндами из дубовых листьев и под радостные возгласы зрителей покатился к своему предварительному месту назначения - станции Фишхаузен (Fischhausen), разположенной в 18 км от места тысячелетнего возлежания.
В середине этого пути был счастливо пройден последний опасный участок - деревянный автомобильный мост возле Годникена, который был специально укреплён кёнигсбергскими сапёрами для грузового поезда весом более 100 тонн. В Фишхаузене его погрузили в специальный вагон-низкорамник Рейхсбана, грузоподъёемность которого также составляла 80 тонн, и оттуда по железной дороге через Кёнигсберг перевезли в Хоэнштайн. 12 сентября "Гинденбургштайн" стоял в целости и сохранности во дворе мемориала, чтобы стоять на страже у входа в склеп (рис. 20). -
В день рождения увековеченного фельдмаршала фон Гинденбурга, 2 октября 1935 года, его останки были преданы земле в крипте башни мемориала Танненберг в ходе церемонии, подготовленной фюрером и рейхсканцлером. Вермахт почтил память своего фельдмаршала большим похоронным парадом на полях сражения под Танненбергом. Делегации всех формирований национал-социалистической партии и вермахта, члены правительства Рейха и представители земель были свидетелями этого торжественного события.
Поверхности камня были лишь грубо обработаны, как показано на рис. 16, 19, 20 (справа) и 23; эти механические вмешательства привели к сильному разрушению поверхности кристаллов, и в результате безчисленные отражения света от их внутренней поверхности придали блоку памятника более светлый общий цветовой тон, чем у нетронутых естественных трещиноватых поверхностей камня. Но его нежный, теплый розовый телесно-красный цвет так красиво контрастировал со специально подобранным очень светлым серебристо-серым цветом гранитных щёковых камней Оденвальда, которые поддерживали его, что сами строители выразили восторг своими аплодисментами.
В конце Второй мировой, при отступлении под натиском Советской армии, фашисты взорвали мемориал.
Я не буду приводить дальнейший перевод текста книги. Скажу лишь, что далее описываются характеристики и свойства камня, более интересные геологам и минералогам. Место, откуда ледник приволок валун, было найдено по соответствию минерального состава. Камень оказался из породы гранитов-рапакиви перлит-кварцевого типа. Крупные кристаллы полевого шпата не окружены овоидными оболочками.
Я поискала деревню, где был выкопан валун, потому что точно перевести её название у меня не получилось. Оказалось, что ныне она не существует.
Но свидетельства добычи и обработки камня Гинденбурга оставлены в газетах более позднего времени. Например:
Возможно, немецкие архитекторы, дабы придать мемориалу визуально хотя бы частицу вечности, намеренно сделали его чем-то напоминающим Стоунхендж.
И "дефект" блока - скошенный угол они тоже обыграли:
"И, наконец, и здесь - как и в случае с каждым "праведным" эрратическим блоком - свою маленькую партию в игре играет дьявол, который "всегда хочет зла и всегда озвучивает добро"! Уже на некоторых иллюстрациях книги (например, рис. 15, 16, 18 и 19) заметно, что тесаный камень не кажется абсолютно ровным: один из четырёх верхних углов отсутствует, поскольку такого направления разкола потребовали основные размеры, которые должны были строго соблюдаться. Отсутствующий угол притуплён мягко изогнутым участком площадью в несколько квадратных футов в форме треугольника. Его отсутствие в Танненберге кажется наивному наблюдателю досадным, хотя и не особенно безпокоящим недостатком. Но именно в этом и заключается "знак подлинности" прусской глыбы - остаток её первоначальной естественной поверхности, подаренной ей ледниковым периодом и до сих пор свидетельствующей о её непостоянном характере (блуждающего камня) в центре памятника Танненбергу. Благодаря своей почти зеркальной гладкости - в отличие от искусственно выровненных соседних поверхностей - он даёт представление о непреодолимой силе и невообразимой длительности эффекта перемалывания транспорта в ледниковом льду, благодаря своей не выветрившейся свежести - несмотря на возраст, возможно, в 100 000 лет! - доказательство качества материала и обнадёживающая перспектива соответствующей продолжительности существования памятного камня."
"Обнадёживающая перспектива" оказалась не более, чем иллюзией...
Книгу можно найти тут.