Найти тему
Взор

Упрямый камень Гинденбурга и немцы (вторая серия)

Трудности подъёма и транспортировки, которых ответственные лица боялись месяцами, как злого кошмара, были наконец решены с кажущейся самоочевидной, но восхитительно спокойной уверенностью в достижении цели - единственным злым духом оставалось неумолимо давящее время - приближающийся срок завершения строительства мемориала Танненберга, так что с конца августа работы приходилось вести в ночную смену, что ещё больше усиливало романтизм сцены.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Как видите, я не стала на длительный срок откладывать завершение начатой вчера истории. Надеюсь, что и вы не успели её забыть :о)

 Рис. 12 После подъёма над дном котлована. Готовый блок  уложен на шпальное основание, поверх которого уложены восемь  железнодорожных рельсов и железные ролики на них. Два небольших  гидравлических рычажных блока всё ещё лежат на переднем и правом краях  брусьев  (передний можно узнать по манометру). - фото Kurt Goetze,  Кёнигсберг
Рис. 12 После подъёма над дном котлована. Готовый блок уложен на шпальное основание, поверх которого уложены восемь железнодорожных рельсов и железные ролики на них. Два небольших гидравлических рычажных блока всё ещё лежат на переднем и правом краях брусьев (передний можно узнать по манометру). - фото Kurt Goetze, Кёнигсберг

Для подъёма блока, вес которого в результате каменотёсных работ уменьшился примерно до 75 тонн, главный подрядчик - компания Pelz привлекла компанию Филиппа Хольцмана (Строительная инженерия и гражданское строительство). Транспортировка же была возложена на Reichsbahn (государственную железную дорогу).

Рис. 13 Крепление ручной лебёдки. - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг
Рис. 13 Крепление ручной лебёдки. - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг

С бетонного основания, содеянного в котловане, миллиметр за миллиметром камень поднимали четыре неприметных небольших гидравлических подъёмных блока грузоподъёмностью 50 т (рис. 12). Каждый из них обслуживался одним или двумя рабочими и, при необходимости, мог поместиться в портфель. Приподняв камень, под него подкладывали слой деревянных шпал, а затем снова поднимали. Так продолжалось до тех пор, пока после 8 дней работы блок не был поднят с глубины строительного котлована до высоты поверхности окружающей территории. При этом под блоком образовался пятиметровый штабель из шпал.

Рис. 14 Вытаскивание блока из котлована с помощью ручной лебёдки - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг
Рис. 14 Вытаскивание блока из котлована с помощью ручной лебёдки - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг

Поверх шпальной настилки были уложены две нити железнодорожных рельсов (из четырёх каждая), поверх которых крест-накрест были уложены железные ролики, поддерживающие деревянные балки, на которых возлегал камень.

С помощью прочно закреплённой ручной лебёдки и стальных тросовых шкивов его вытащили из ямы на "материк" и там переместили на 20 м от края котлована (рис. 13 и 14). После этого блок снова подняли четырьмя локомотивными лебёдками (с винтовыми шпинделями в качестве опор) (рис. 15) до такой высоты, чтобы под камень можно было подвести транспортный "ваген" (рис. 16 и 17).

Рис. 15 Четырьмя локомотивными лебёдками блок поднимается на высоту низкорамного трала - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг
Рис. 15 Четырьмя локомотивными лебёдками блок поднимается на высоту низкорамного трала - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг

Для транспортировки камня изготовили специальный грузовик (трал) грузоподъёмностью 80 тонн. На каждой из 6 его осей было по 4 массивных орудийных колеса. Тяжеловозный "ваген" (вместе с двумя связанными с ним автомобильными тягачами и квалифицированной командой операторов) был отправлен берлинским главным офисом Рейхсбана в Койнен. Чтобы загрузить на него блок, на луговой почве была изготовлена идущая в гору деревянная "тропа" длиной 20-30 м с поворотом на конце пути. К сожалению, этот путь оказался трудным. Блок преодолел его не без произшествий и несчастного случая.

Рис. 16 Тяжёлый грузовой трал железной дороги Рейха подводится под поднятый блок. - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг
Рис. 16 Тяжёлый грузовой трал железной дороги Рейха подводится под поднятый блок. - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг
Рис. 17 Заведение трала под поднятый блок. - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг
Рис. 17 Заведение трала под поднятый блок. - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг

6 сентября камень был загружен на колёса, обвешан местными жителями гирляндами из дубовых листьев и под радостные возгласы зрителей покатился к своему предварительному месту назначения - станции Фишхаузен (Fischhausen), разположенной в 18 км от места тысячелетнего возлежания.

Рис. 18 Два тягача Reichbahn поднимают блок на Чаусзее. - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг
Рис. 18 Два тягача Reichbahn поднимают блок на Чаусзее. - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг
Рис. 19 Блок выкатывается из родной деревни Коженен к станции Фишхаузен. - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг
Рис. 19 Блок выкатывается из родной деревни Коженен к станции Фишхаузен. - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг

В середине этого пути был счастливо пройден последний опасный участок - деревянный автомобильный мост возле Годникена, который был специально укреплён кёнигсбергскими сапёрами для грузового поезда весом более 100 тонн. В Фишхаузене его погрузили в специальный вагон-низкорамник Рейхсбана, грузоподъёемность которого также составляла 80 тонн, и оттуда по железной дороге через Кёнигсберг перевезли в Хоэнштайн. 12 сентября "Гинденбургштайн" стоял в целости и сохранности во дворе мемориала, чтобы стоять на страже у входа в склеп (рис. 20). -

Рис. 20 Почти у цели (на дальнем плане Танненбергский мемориал) - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг
Рис. 20 Почти у цели (на дальнем плане Танненбергский мемориал) - фото Erich Wohnsdorf, Кёнигсберг

В день рождения увековеченного фельдмаршала фон Гинденбурга, 2 октября 1935 года, его останки были преданы земле в крипте башни мемориала Танненберг в ходе церемонии, подготовленной фюрером и рейхсканцлером. Вермахт почтил память своего фельдмаршала большим похоронным парадом на полях сражения под Танненбергом. Делегации всех формирований национал-социалистической партии и вермахта, члены правительства Рейха и представители земель были свидетелями этого торжественного события.

-10

Поверхности камня были лишь грубо обработаны, как показано на рис. 16, 19, 20 (справа) и 23; эти механические вмешательства привели к сильному разрушению поверхности кристаллов, и в результате безчисленные отражения света от их внутренней поверхности придали блоку памятника более светлый общий цветовой тон, чем у нетронутых естественных трещиноватых поверхностей камня. Но его нежный, теплый розовый телесно-красный цвет так красиво контрастировал со специально подобранным очень светлым серебристо-серым цветом гранитных щёковых камней Оденвальда, которые поддерживали его, что сами строители выразили восторг своими аплодисментами.

В конце Второй мировой, при отступлении под натиском Советской армии, фашисты взорвали мемориал.

-11

Я не буду приводить дальнейший перевод текста книги. Скажу лишь, что далее описываются характеристики и свойства камня, более интересные геологам и минералогам. Место, откуда ледник приволок валун, было найдено по соответствию минерального состава. Камень оказался из породы гранитов-рапакиви перлит-кварцевого типа. Крупные кристаллы полевого шпата не окружены овоидными оболочками.

Я поискала деревню, где был выкопан валун, потому что точно перевести её название у меня не получилось. Оказалось, что ныне она не существует.

-12

Но свидетельства добычи и обработки камня Гинденбурга оставлены в газетах более позднего времени. Например:

-13

Возможно, немецкие архитекторы, дабы придать мемориалу визуально хотя бы частицу вечности, намеренно сделали его чем-то напоминающим Стоунхендж.

-14

И "дефект" блока - скошенный угол они тоже обыграли:

"И, наконец, и здесь - как и в случае с каждым "праведным" эрратическим блоком - свою маленькую партию в игре играет дьявол, который "всегда хочет зла и всегда озвучивает добро"! Уже на некоторых иллюстрациях книги (например, рис. 15, 16, 18 и 19) заметно, что тесаный камень не кажется абсолютно ровным: один из четырёх верхних углов отсутствует, поскольку такого направления разкола потребовали основные размеры, которые должны были строго соблюдаться. Отсутствующий угол притуплён мягко изогнутым участком площадью в несколько квадратных футов в форме треугольника. Его отсутствие в Танненберге кажется наивному наблюдателю досадным, хотя и не особенно безпокоящим недостатком. Но именно в этом и заключается "знак подлинности" прусской глыбы - остаток её первоначальной естественной поверхности, подаренной ей ледниковым периодом и до сих пор свидетельствующей о её непостоянном характере (блуждающего камня) в центре памятника Танненбергу. Благодаря своей почти зеркальной гладкости - в отличие от искусственно выровненных соседних поверхностей - он даёт представление о непреодолимой силе и невообразимой длительности эффекта перемалывания транспорта в ледниковом льду, благодаря своей не выветрившейся свежести - несмотря на возраст, возможно, в 100 000 лет! - доказательство качества материала и обнадёживающая перспектива соответствующей продолжительности существования памятного камня."

-15

"Обнадёживающая перспектива" оказалась не более, чем иллюзией...

Книгу можно найти тут.